Одарённость детей Старший воспитатель Полохова В.Ю. Тангуй 2014
Понятие «талантливый ребенок» очень часто употребляют как синоним к понятиям «одаренный ребенок» или «вундеркинд» (в переводе с немецкого – чудесное дитя). Дети с этой характеристикой – это дети, уровень интеллектуального развития которых превышает уровень развития сверстников. Способности таких детей проявляются в достаточно раннем возрасте, что дает им возможность раньше поступить в школу, а затем и в университет.
Шкала уровней одаренности детей: Один ребенок из шести является «просветленным», то есть его умственные способности превосходят способности сверстников. Один ребенок из пятидесяти – достаточно одаренный, то есть его интеллектуальные способности опережают его возраст на несколько лет. Один ребенок из тысячи – высоко одаренный, то есть он не только интеллектуально развит, но еще и имеет талант к определенной сфере деятельности. Один ребенок из 30 тысяч является исключительно одаренным – его интеллектуальный способности необычайно развиты, кроме того, он преуспевает в одной или нескольких похожих сферах деятельности. Один ребенок из 3 миллионов – необычайно одаренный, то есть его интеллектуальные способности феноменальные, к тому же у него есть далеко не один талант.
Сферы проявления одаренности: 1. Двигательная (психомоторная) сфера. 2. Интеллектуальная сфера. 3. Сфера академических достижений. 4. Креативность. 5. Общение и лидерство. 6. Сфера художественной деятельности.
Двигательная (психомоторная) сфера. Предполагает наличие у ребенка хорошей зрительно-двигательной координации, владение своим телом, интерес к занятиям, требующим физической нагрузки.
Интеллектуальная сфера. Предполагает высокий уровень развития мышления, памяти, позволяющий успешно решать различные задачи.
Сфера академических достижений. Предполагает быстрое продвижение в различных областях знаний, таких как математика, чтение, естествознание и т.п.
Креативность. Предполагает стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем.
Общение и лидерство. Предполагает легкость в общении, принятие на себя ответственности, умение быть партнером.
Сфера художественной деятельности. Предполагает интерес к художественным занятиям и получение удовольствия от них, успешность в различных областях искусства: музыке, изобразительной деятельности.
Как определить и раскрыть одаренность ребенка У детей одаренность определяется по высокому темпу развития. В этом случае родителям необходимо знать, в каком направлении или в каких областях ребенок опережает возрастные нормы развития.
1. Физическое развитие (здоровье): особенности развития психомоторики. 2. Развитие познавательной сферы: познавательная активность, словарный запас, наблюдательность, внимание, память, мышление. 3. Социальное развитие, личностные особенности: общительность, лидерство, морально- нравственные качества. 4. Игровая деятельность: виды игр, предпочтения игр и ролей, смена игр, способность к имитации, подражанию. 5. Склонности и одаренность: интерес к творческим видам деятельности и успешность в них, проявления высокой познавательной активности, устойчивость и смена интересов, увлечения.
Сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном возрасте. Ребенок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одаренности. Для того, чтобы одаренный ребенок развил свои потенциальные возможности, члены семьи должны стать ему друзьями и наставниками.