В рамках темы «Мифы древних славян» © МОУ Гореловская ооо, 2009 Автор: Волкова Н.П., учитель русского языка и литературы
Отражение язычества в малых жанрах устного народного творчества
показать, как отразились языческие верования славян в малых жанрах устного народного творчества: колыбельных песнях, пестушках и потешках, пословицах, за кличках и др.
Язычество – огромный пласт древней культуры, который из глубины веков сливается с нашей современной жизнью. Порой, мы сами того не замечая, оказываемся под влиянием языческих верований: верим в приметы, рассказываем сказки детям, печём блины на Масленицу, гадаем на святки, бьём тарелки на свадьбах на счастье, считаем, что нельзя здороваться через порог, часто в новый дом первой пускаем кошку. По сути дела мы и сегодня – двоеверцы: и христиане, и язычники в одно и то же время.
Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, но и заговаривать. Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, но и заговаривать. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической, гипнотической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, оберечь, сохранить. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической, гипнотической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, оберечь, сохранить.
Ай, бай, бай, бай, Не ходи, старик Бабай, Коням сена не давай. Кони сено не едят, Всё на Мишеньку глядят. Миша спит по ночам И растет по часам. Ай, бай, бай, бай, Не ходи ты к нам, Бабай. Люлю-люблю, люблю-бай, Под окошком дед Бабай, Говорит: «Вову отдай!» У нас Вовочка один, Мы его не отдадим!
С гуся вода, С лебедя вода, С моего дитя Вся худоба – На пустой лес, На большую воду, Под гнилую колоду! Пестушки имеют магическое значение. Мать, купая ребенка, с помощью воды отгоняет худобу, болезни, произносит заговор- заклинание.
Шла баба из-заморья, Несла кузов здоровья. Тому-сему помаленьку, А Ванюшке – Весь кузовок! Купая ребенка, мать приговаривает:
У волка боли, У зайца боли, У медведя боли, А у Машеньки заживи! заживи! Если ребенок ушибется и плачет, то натирают ушибленное место и поют:
В древности славяне жили в лесах, по берегам рек и озер, у непроходимых болот. Они почитали множество богов, верили в магию, заговоры, поклонялись силам природы. В их представлениях земля и вода, солнце и ветер, животные и растения обладали волшебной силой. К природе можно было обратиться, задобрить её. Жаворонок, жаворонок, Улети-ка далеко, Принеси нам тепло! Садись на дугу, Воспевай на лугу! -Весна, весняночка, Где ты зимовала? -Зимовала я в лесочке, Под ракитовым кусточком, Солнышко встречала, Лето ожидала!
Березки, радуйтесь! Зеленые, радуйтесь! К вам девушки идут, Молодёшеньки идут, Завивать венки идут!
Наши далёкие предки считали, что можно обращаться к природным стихиям, прося дождя или, напротив, сухой, ясной погоды; тепла или мороза. Так появились заклички – обращения к силам природы. Дождик, лей, лей, лей, На меня и на людей! На людей по ложке, На меня по крошке, А на Бабу-Ягу Лей по целому ведру! Дождик, дождик, перестань, Куплю тебе сарафан. Останутся деньги – Куплю тебе серьги. Останутся пятаки – Куплю тебе башмаки!
Солнышко, выгляни! Красное, высвети! На холодную водицу, На шёлковую травницу, На аленький цветочек, На зелёненький лужочек! Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу!
Выйди, радуга-дуга, На зеленые луга – Своим концом, Золотым венцом! Ай, радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Давай вёдрышко!
Магические представления предков нашли своё отражение в пословицах. Кукушка кукует – горе вещает.Старый ворон мимо не каркнет.
Услышав в лесу голос кукушки, её просят: Кукушечка, кукушечка, Серенька рябушечка, Прокукуй в лесу: ку-ку – Сколько лет я проживу?
Собирая в лесу ягоды и грибы, поют: Уж ты бор-борок, Дай ягод коробок, Грибов кузовочек, Орехов мешочек!
Значительное место в верованиях славян занимали представления о природе, жизни и смерти, культовые обряды. Все обряды сопровождались специально к тому приуроченными песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями. В них обращались к силам природы, к духам, которые способствовали выздоровлению, урожаю, удачной охоте. В заговорах и заклинаниях видели средство воздействия на внешний мир. Языческие представления славян нашли своё отражение в устном народном творчестве, которое является подлинным духовным богатством русского народа.
Т.И.Балакина «Мировая художественная культура. Россия IX – XIX века». М., 1997 Т.И.Балакина «Мировая художественная культура. Россия IX – XIX века». М.,