Музей Истории Уралмаш Завода
Только пришли
Мы вместе с классом посетили музей Уральского завода тяжёлого машиностроения. Завод этот – одно из крупнейших российских предприятий, выпускающих тяжёлую промышленную технику: прокатные станы, буровые комплексы, шагающие экскаваторы и прочее.
Строительство завода началось с нуля в 1928 году и продолжалось 5 лет, официальная дата запуска завода - 15 июля 1933 года, в этом году УЗТМ отметил 80- летний юбилей. За время своей работы завод был удостоен пятнадцати государственных наград (в том числе трёх иностранных), в основном ордена присуждались за создание новой техники, а также за успешное выполнение военных заказов в годы Великой Отечественной.
Военное производство было развёрнуто на УЗТМ ещё в 1930-х, первой продукцией стали артиллерийские орудия. В 1940 году на заводе была запущена в производство знаменитая гаубица М-30, а в 1942 году артиллерийское производство УЗТМ было выделено в отдельный оборонный завод, получивший номер 9. Кроме гаубиц, завод 9 выпускал также орудия для танков и самоходных установок. На основном производстве "Уралмаша" в 1942 году был начат выпуск танков Т , а в конце этого же года была разработана и запущено в производство 122-мм самоходная установка на базе "тридцатьчетвёрки" - СУ-122. Позже в КБ "Уралмаша" были созданы самоходки СУ-85 и СУ-100. Самой боевой техники в музее нет (вообще, его площадь достаточно скромная), зато есть неплохие модели Т и СУ-100, изготовленные и подаренные музею местным школьником.
Есть в музейной экспозиции и различные детали выпускавшейся там бронетехники, вот, например, на этом фото можно увидеть ведущее колесо, "грибок" системы вентиляции и рычаг КПП танка Т-34. Рядом лежат типовые инструменты металлурга тех времён.
Вот опорный каток, опять-таки от Т-34, рядом образцы брони того же Т-34 и самоходок на его базе, а также образцы брони танков серий КВ и ИС: УЗТМ делал бронекорпуса для этих танков и отправлял на другие заводы.
Отдельный стенд посвящён работникам УЗТМ, отличившимся на войне, среди них - знаменитый разведчик-диверсант Николай Кузнецов, работавший в немецком тылу под видом офицера вермахта.
Среди мирной продукции УЗТМ особое место занимают карьерные экскаваторы. Первый советский тяжёлый карьерный экскаватор был выпущен именно на "Уралмаше", в 1936 году, это была модель М-IV-Э. На фото можно увидеть современные экскаваторы-гиганты производства УЗТМ: гусеничный ЭКГ-18, с ёмкостью ковша 18 м³ и шагающий ЭШ У с ёмкостью ковша 20 м³.
В одном из залов музея стоит макет самого большого шагающего экскаватора, выпущенного в СССР - ЭШ с ковшом ёмкостью 100 м³ и стрелой длиной 100 м. Изначально этот замечательный макет был действующим, но музею он достался в разукомплектованном и нерабочем состоянии. Сейчас мини-экскаватор уже собран и работает с помощью пульта. Музейные работники демонстрируют его в деле.
Экскаватор ЭШ был выпущен в единственном экземпляре и отправлен на работу в один из карьеров в Красноярском крае. Увы, данных по текущему состоянию уникальной машины точно данных нет, известно только, что в последнее время она долго стояла на приколе из-за проблем с перебазированием на другой участок.
А вот так выглядит бур, которым бурят скважину.
Модель вилочного погрузчика "Балканкар", подаренная Министром машиностроения и металлургии Болгарии.
Выпускались на УЗТМ и буровые установки, всего с 1945 года по наше время завод изготовил более 14,5 тыс. таких агрегатов. В 1972 году на заводе создали буровую установку "Уралмаш " специально для бурения Кольской сверхглубокой скважины. Эта буровая установила мировой рекорд по глубине пробуренной скважины м, достижение внесено в книгу рекордов Гиннеса и остаётся непревзойдённым и по сей день.
Подводя итог, остаётся сказать, что музей оказался очень интересным и атмосферным, выражен глубокую благодарность его директору Сергею Степановичу Агееву за интересную экскурсию и рассказ об истории "Уралмаша".