« Приобщение детей к истокам национальной культуры через выстраивание детско - родительских отношений » Конкурс « Воспитатель года города Заринска – 2014» Тагильцева Татьяна Дмитриевна, музыкальный руководитель Тел. 8(38595) , ЗАРИНСК 2014
Любовь к родине начинается с семьи. Френсис Бэкон
личностные проблемы родителей : усталость, психические и физические перенапряжения, тревога в связи со снижением безопасности жизни, чувства одиночества в неполных семьях, отсутствие понимания, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе ; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из - за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии : они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Вопросы анкеты Да (%) Нет (%) Не уверен ( а ) (%) Оставили вопрос без ответа (%) Необходимо ли приобщения детей к истокам русской культуры ? Необходимо ли родителям сохранять преемственность между поколениями ? Существуют ли традиции в Вашей семье ? Знаете ли Вы народные праздники ? Надо ли знать народные сказки и былины ? Ходите ли Вы с ребёнком в музей ? Нужна ли вам помощь со стороны детского сада в данном вопросе ? Примите ли Вы участие в организации детско - родительского Клуба « Посиделки » в детском саду ?
Цель работы клуба : повышение педагогической компетентности родителей ( законных представителей ), обогащение детско - родительских отношений, вовлечение их в воспитательно - образовательный процесс как равноправных партнеров посредствам приобщения к традициям народной культуры. Задачи : - создать систему работы, по приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуры ; - развивать позитивное отношение членов клуба к миру, познавательной активности и закладывать основы созидательной личности ; - создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми и родителями ; - воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т. д..
Мини – музей « Русь великая »; дидактический материал ; атрибуты, элементы костюмов для сюжетно ролевых, режиссерских игр, игры - драматизации ; музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты ( бубны, погремушки, металлофоны и др.), музыкально - дидактические игры и пособия ; картотека подвижных народных игр и фольклора, методическая литература ; мультимедийная аппаратура.
добровольность, индивидуальный подход, открытость, постоянная обратная связь, соблюдение педагогической этики
беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта, совместные праздники и развлечения и мн. др
Расширились представления о ценностях и многообразии народной культуры. Отмечается активный интерес, к культуре собственного народа, к его традициям. Дети отражают в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи. Познакомились с культурой и традициями, спецификой народных праздников. В группах совместно с родителями был создан музей народного быта. Оформили фотоальбомы, семейные газеты : « Наши семьи », « Семейные праздники », « Все работы хороши », выставка « Семейные реликвии », « Наш детский сад ». Создали вместе с детьми картотеку подвижных народных игр и фольклора.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г « Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования »; 2. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.- Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001; 3. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - // Дошкольное Воспитание, 4,1997; 4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив : Пугачева Н. В ; Есаулова Н. А.; Потапова Н. Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005; 5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно - методическое пособие – СПБ.: Детство - Пресс, 2004; 6. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие./ М.: Айрис - пресс, 2003.