Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель биологии МБОУ СОШ 19 Куликова И.В. Волгоградская область, г. Волжский.
Advertisements

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы Урок биологии в 9 кл Учитель биологии МБОУСОШ 2 ЗАТО г.Большой Камень Приморский край Коврова.
Абиотические факторы среды. Основные абиотические факторы Температура Влажность Освещенность (свет) Рельеф Сила и направление ветра Состав почвы и воздуха.
Задачи: Дать характеристику важнейшим абиотическим факторам и рассмотреть их влияние на живые организмы Глава ХV. Основы экологии. Пименов А.В. Тема: Абиотические.
Выполнил педагог дополнительного образования Детского эколого- биологического центра г. Нижнекамска Фомина Т.Г.
Свет в жизни живых организмов.. Живая природа не может существовать без света, так как солнечная радиация, достигающая поверхности Земли, является практически.
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ- ФАКТОРЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ФАКТОРЫ ТЕМПЕРАТУРАСВЕТВЛАЖНОСТЬ ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА.
Сафьянова Л.П. Презентация к уроку «Абиотические факторы окружающей среды» Подготовлена учителем биологии 1 квалификационной категории Сафьяновой Лидией.
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
Кроссворд «Основы экологии» Выполнила: Студентка.
Ответьте на вопросы: 1.Чем отличаются прямой и рассеянный свет? 2.Как получить солнечный спектр? 3.Перечислите цвета спектра. 4.Каких лучей больше на севере,
Экология Свет и сезонные изменения. План Свет Виды света и их влияние Свет как условие ориентации растений и животных Сезоны Сезонные изменения у растений.
Экологические факторы и их виды практикум по предмету «Общая биология с основами экологии»
Обзор важнейших абиотических факторов среды. Механизмы адаптации. План занятия 1. Температура как экологический фактор. Классификация живых организмов.
Организм и окружающая средa А.С. Соколов. I. Понятие среды обитания Аутэкология – это раздел экологии, рассматривающий взаимоотношения отдельного организма.
Среда обитания организмов и ее факторы. Среда обитания Среда обитания- часть природы (совокупность конкретных абиотических и биотических условий),непосредственно.
Для чего свет нужен растениям 6 класс. Свет Прямой солнечный свет Рассеянный солнечный свет (отражается находящимися в воздухе капельками водяного пара,
Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа 153 Фрунзенского района Открытый урок по биологии «Среда обитания организмов и.
Экологические группы растений по отношению к свету Экология 6 класс.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ УЧЕНИЦЫ 6 КЛАССА НОВИКОВОЙ ТАТЬЯНЫ.
Транксрипт:

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы

Физические (свет, t, влажность) Физические (свет, t, влажность) Топографические (рельеф местности) Топографические (рельеф местности) Эдафические (состав и свойства почв) Эдафические (состав и свойства почв) Химические (соленость воды, газовый состав, pH почвы и воды) Химические (соленость воды, газовый состав, pH почвы и воды) Абиотические - факторы неживой природы

Свет Видимые лучи Инфракрасные лучи Ультрафиоле товые лучи Источник энергии для фотосинтеза Основной источник тепла Вызывают мутации, способствуют образованию витамина Д длина волны 0,4 – 0,75 мкм 10 % от общего количества света длина волны 45 % от общего количества света длина волны 0,3 мкм 45 % от общего количества света

Растения Гелиофиты Факультативные гелиофиты Сциофиты Мелкие листья, много пигмента, ветвящиеся побеги Обитают при хорошем освещении и в условиях затенения Широкие тонкие листья, мало устьиц Светолюбивые Тенелюбивые Теневыносливые

Светолюбивые растения Лотос Кувшинка Растения пустынь, степей, лугов, водные с плавающими листьями

Светолюбивые растения Береза Акация Сосна Лиственица

Теневыносливые растения Ель Орешник Липа Липа Ель, липа, бук, граб, орешник, черника, брусника, земляника, ландыш

Тенелюбивые растения Кислица Мох Мхи, папоротники, кислица, ландыш майский, грушанка Папоротник

Адаптация к свету листьев одного растения Кожица – клетки без хлоропласт Столбчатая ассимиляционная ткань Губчатаяассимиляционнаяткань Световой лист Световой лист: толще ассимиляционная ткань, больше устьиц Теневой лист

Фотопериодизм – это реакция организмов на продолжительность дня Фотопериодизм – это реакция организмов на продолжительность дня Фототаксис – это движение одноклеточных организмов к свету Фототаксис – это движение одноклеточных организмов к свету Настии – движение к свету органов у растений Настии – движение к свету органов у растений

Растения длинного дня (пшеница, рожь, овес, картофель, горох, вика) лучше выращивать на севере, где летом дни длиннее. Растения длинного дня (пшеница, рожь, овес, картофель, горох, вика) лучше выращивать на севере, где летом дни длиннее. Растения короткого дня - соя, рис, хлопчатник – лучше растут на юге. Растения короткого дня - соя, рис, хлопчатник – лучше растут на юге.

1. Ответьте на вопрос: какие процессы у растений и животных зависят от длины светового дня? (с.313) 2. Приведите примеры биологических ритмов (с ) Задания

Влажность. Группы растений по отношению к воде Суккуленты накапливают воду в тканях Гидрофиты водные Мезофиты могут переносить непродолжительную засуху Склерофиты Ксерофиты в местах с недостаточным увлажнением

Животные Гигрофилы Мезофилы Ксерофилы Влаголюбивые Сухолюбивые Промежуточная группа Ответьте на вопрос: как пресноводные простейшие выводят излишки воды? (с.310) Приведите примеры приспособленности растений и животных к недостатку влаги (с ) по 5-6 примеров

Водные и околоводные растения

Наземные растения

Растения сухих и очень сухих мест

Влаголюбивые животные

Промежуточная группа животных

Сухолюбивые животные

Температура. Группы организмов по отношению к температуре Криофилы обитают при низкой температуре Термофилы обитают при высокой температуре Температура обусловливает скорость биохимических реакций, интенсивность обмена веществ и влияет на физические процессы и влияет на физические процессы

Гомойотермные -теплокровные- постоянная температура тела (не зависит от среды) - птицы - млекопитающие Пойкилотермные -холоднокровные- непостоянная температура тела (зависит от среды) - все беспозвоночные - рыбы - амфибии - рептилии Гетеротермные -группа гомойотермных животных, способных к частичной регуляции температуры (суслики, сурки, ежи, летучие мыши) Животные

Физическая При высокой t расширяются сосуды кожи, усиливается теплоотдача; + охлаждение при потоотделении. При низкой t сужаются сосуды кожи, уменьшается теплоотдача Химическая При высокой t снижается интенсивность ЭО (окисление ОВ), Сопровождается выделением Энергии. При низкой t повышается интенсивность ЭО (окисление ОВ) Терморегуляция

Задания 1. Приведите примеры приспособленности теплокровных животных к низким температурам (с.310) 2. Приведите не менее трех примеров приспособленности растений к резким колебаниям температур (с.310) 3. Ответьте на вопрос: что такое анабиоз? У каких организмов он наблюдается?

Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света: Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света: 1. Теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры 1. Теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры 2. Зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время 2. Зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время 3. Анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни 3. Анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни 4. Состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности 4. Состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности 5. Летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь. 5. Летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.

Теплокровные животные

Хладнокровные животные

Животные, ведущие дневной образ жизни

Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни