Понятие о синонимах
Теоретический материал 1 Что такое синонимы? Синонимы –это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Синонимы –это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Так,слова луна и месяц обозначает один и тот же предмет и часто свободно заменяют друг друга. Так,слова луна и месяц обозначает один и тот же предмет и часто свободно заменяют друг друга.
Теоретические сведение 2 Не всегда один синоним можно заменить другим, для названия планеты употребляется только слово Луна. Кроме того, со словом месяц связывает представление о серповидной форме, а со словом луна –круглой. Сравните: полная луна, круглая луна,но молодая луна, тонкий месяц. Не всегда один синоним можно заменить другим, для названия планеты употребляется только слово Луна. Кроме того, со словом месяц связывает представление о серповидной форме, а со словом луна –круглой. Сравните: полная луна, круглая луна,но молодая луна, тонкий месяц.
Теоретические сведение 3 Группа синонимов обычно образуются из слов одной части речи, например существительные : аккомпанемент и сопровождение ;прилагательных: храбрый,смелый,мужественный ;глаголов: говорить,сообщать,заявлять,высказывать,изрекать,вещать,толковать. Группа синонимов обычно образуются из слов одной части речи, например существительные : аккомпанемент и сопровождение ;прилагательных: храбрый,смелый,мужественный ;глаголов: говорить,сообщать,заявлять,высказывать,изрекать,вещать,толковать.
Теоретические сведение 4 В группу синонимов могут входить устойчивые сочетания слов: уставать, изнемогать, выбиваться из сил, скоро, вскорости, на днях, не сегодня-завтра, в скором времени, в недалёком будущем, того и жди, не за горами, на пороге и т.д. В группу синонимов могут входить устойчивые сочетания слов: уставать, изнемогать, выбиваться из сил, скоро, вскорости, на днях, не сегодня-завтра, в скором времени, в недалёком будущем, того и жди, не за горами, на пороге и т.д. Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и разнообразной, например: о неправильном поступке или действие можно сказать: Это ошибка. Однако ошибки бывают разные. Ошибка может быть незначительной(тогда точнее сказать погрешность) крайне досадной-тогда точнее точнее ляпсус, случайной-это оплошность, неумышленной- промах. Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и разнообразной, например: о неправильном поступке или действие можно сказать: Это ошибка. Однако ошибки бывают разные. Ошибка может быть незначительной(тогда точнее сказать погрешность) крайне досадной-тогда точнее точнее ляпсус, случайной-это оплошность, неумышленной- промах.
Теоретические сведение 5 Синонимы связывают части текста и позволяют избегать неоправданных повторов одного и того же слова. Например: Пушкин-солнце нашей литературы. Он создателем является русского литературного языка. Великий поэт оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи. Синонимы связывают части текста и позволяют избегать неоправданных повторов одного и того же слова. Например: Пушкин-солнце нашей литературы. Он создателем является русского литературного языка. Великий поэт оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи. Текстовые синонимы-это слова, заменяющие друг друга в данном тексте. Текстовые синонимы-это слова, заменяющие друг друга в данном тексте.
Практический материал 1 Переписать предложения (распечатаны), вставить пропущенные буквы и знаки препинания и объяснить их постановку графически. 1) Луна н..небесное тело. 2) Ноч.. прошла под большой чист..й луной и к утру лег первый моро... 3) Над г..рой м..л..дей месяц закр..снялся кверху ро..коми заход..т. Выписать из предложений слова, которые называют по-разному один и тот же предмет.
Пользуясь материалом для справок (в учебнике), доказать, что слова из упр. 303 являются синонимами: Получившиеся предложения записать в тетрадь и объяснить постановку знаков препинания. Практический материал 2
Записать предложения в тетрадь, заменяя повторяющийся глагол подняться подходящими по смыслу синонимами. Учитель вошел в класс, и ученики поднялись со своих мест. Больной чувствовал себя хуже. У него пропал аппетит, поднялась температура. После того как больной стал принимать лекарство, ему стало лучше. Он стал есть. У него поднялось настроение. Скоро ему можно будет подняться с постели. Сочинение ученика начиналось словами: «Было тихое морозное утро. Солнце поднялось над горизонтом. Вчера вечером поднялся сильный ветер, а к утру он стих...» Сделать синтаксический разбор последнего предложения. Какой вывод о роли синонимов в речи можно сделать после выполнения этого задания? Практический материал 3
Нейтральный, книжный, разговорный (говорить, объяснять; излагать, ораторствовать; болтать трепаться). Чтение и анализ синонимических рядов (материал распечатан). 1) Прекрасный, хороший, великолепный, отличный, превосходный 2) Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный 3) Грусть, скорбь, печаль, точка 4) Порок, слабость, недостаток 5) Ярость, бешенство, исступление, гнев 6) Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться. Записать по два синонимических ряда в тетрадь (по вариантам 3 варианта), расположив слова по степени нарастания признака (действия). Стержневое слово подчеркнуть. З а п о м н и т ь! Такое расположение синонимов называется градация. Практический материал 4
Домашняя работа Упражнение 311/305. Упражнение 311/305.