Характерные черты : Обращение к формам античной архитектуры – греческая ордерная система, строгая симметрия, чёткая соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу. Простота и ясность форм. Простота и ясность форм. Спокойная гармония пропорций. Спокойная гармония пропорций. Предпочтение прямым линиям. Предпочтение прямым линиям. Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета. Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета. Простота и благородство отделки. Простота и благородство отделки. Практичность и целесообразность Практичность и целесообразность
XVII в. - XVII в. Франция. Градостроительство. Соломон де Брос Люксембургский дворец в Париже Жак Лемерсье Пале - Рояль Париж создание крупного городского ансамбля с застройкой, осуществляемой по единому плану. Новые города возникают как поселения близ дворцов правителей Франции. - города проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или радиально кольцевая система улиц с городской площадью в центре. -ведется перестройка старых средневековых городов на основе новых принципов регулярной планировки. - В Париже строятся крупные дворцовые комплексы - Люксембургский дворец и дворец Пале - Рояль (1624, арх. Ж. Лемерсье ).
Площадь Вогезов в Париже Общий вид Вандомская Площадь
Версальский дворец. Одним из выдающихся архитектурных сооружений этого времени стала резиденция французских королей в предместье Парижа – Версальский дворец. Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года. Франция. Главные создатели : архитекторы : Луи Лево и Жуль Ардуэн - Мансар ; мастер садово - паркового искусства : Андре Ленотр ( ); Художник : Шарль Лебрен, участвовавший в создании интерьеров дворца.
Особенности построения ансамбля - строго упорядоченная централизованной система. Ансамбль королевского дворца в Версале строился в несколько приемов, начиная с первой половины XVII в., а свое завершение он получил в 1679 г. К Версальскому дворцу, расположенному на возвышении ( господство ), сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующих трезубец. Средний проспект трезубца ведет в центр Парижа ( Авеню де Пари ), два других - в королевские дворцы Сен - Клу ( Авеню де Сен - Клу ) и Со ( Авеню де Со ), как бы связывая главную загородную резиденцию областями страны.
Архитектурные Архитектурные ансамбли Парижа.
Образцом зрелого французского классицизма XVII в. является Лувр - королевский дворец в Париже. Раскинувшийся на 173 м в длину, украшенный на уровне двух этажей массивной колоннадой и выступающими в середине и по углам фасада ризалитами в виде классических портиков, он производит впечатление мощи и сурового величия, выражая идею незыблемости закона и порядка.
Неоклассицизм В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов. Ярким представителем « нового » классицизма в архитектуре является Жак - Анжи Габриэль. Его взгляды на классицизм нашли выражение в Малом Трианоне - загородном дворце французского короля в Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк. Беседка в Малом Трианоне. Высокие колонны коринфского ордера, поставленные на цоколь, объединяют два этажа. Здание имеет плоскую крышу, заканчивающуюся балюстрадой. Строгая гармония и простота соединяются в нем с ощущением спокойного достоинства.
Площадь Согласия. Жан Анж Габриэль. Площадь Людовика XV Париж. Прямоугольная в плане площадь связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей - река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны.
Жан Анж Габриель, Бернар Буайье. Бурбонский дворец Париж
Ампир ( от фр. empire империя ) стиль в архитектуре и искусстве завершающий эволюцию классицизма. Ампир - монументальный стиль, сложившийся во Франции в годы расцвета империи Наполеона ( ). Основной тенденцией того времени было тотальное подражание формам искусства позднего Рима. Стиль ампир торжественен, официален, иногда театрален. Ярче всего он проявился в оформлении резиденций Наполеона и его свиты, откуда быстро проник в аристократическую среду Франции и дворы крупнейших европейских монархов. фр. классицизма Пьер Франсуа Монар, Шарль Персье. Тронный зал ( фрагмент ) Замок Фонтенбло
В 1630 г. Франсуа Мансард ввел в практику строительства городского жилища высокую изломанную форму крыши с использованием чердака под жилье. Устройство, получившее по имени автора название " мансарды ".