Тема: Общие химические свойства металлов. Учитель:ИскаковаС.И
Расшифруйте высказывание Георга Агриколы - выдающегося немецкого мыслителя XVI в., ученого-энциклопедиста, автора многих работ по металлургии, который подчеркивал огромную роль металлов в жизни людей. Прочитать текст на рисунке вам поможет обычная линейка.
«Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей». Георг Агрикола ( XVI век )
Цель: Систематизировать сведения о химических свойствах металлов Осознать химическую функцию металлов как восстановителей
1. Как расположены металлы в периодической системе Д.И. Менделеева? 2. Что общего в строении кристаллической решетки металлов? 3. Какова сущность металлической связи? 4. Каковы общие физические свойства металлов? Поясните эти свойства, основываясь на представлениях о металлической связи. 5. Дайте определение металлам. Вопросы
Что характерно для атомов металлов?
Для атомов металлов характерно: Небольшое число электронов на внешнем слое. С увеличением радиуса атома сила удерживания электронов на внешнем слое уменьшается
Поэтому в химических реакциях атомы металлов отдают электроны и являются восстановителями.
На пример: Na 0 - 1ē Na +1 Al 0 - 3ē Al +3
Me 0 - nē Me +n Атомам неметаллов Катиону водорода В составе воды В разбавленных кислотах Катиону менее активного металла в составе солей, оксидов Центральному атому в составе кислородосодержащих кислот
Li K Ca Na Mg Al || Zn Cr Fe Ni Pb || (H 2 ) Cu Hg Ag Взаимодействуют с водой при обычных условиях Me + H 2 O H 2 + основание При нагревании Me + H 2 O H 2 + оксид Me + H 2 O > Взаимодействие металлов с водой t0t0t0t0
З а п о м н и!!! С водой взаимодействует только амальгамированный алюминий (лишенный оксидной пленки)
Na + H 2 O Zn + H 2 O Допишите продукты реакций:
Лабораторная работа 6 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей Цель: изучите на опытах химические свойства металлов; на основании результатов опытов объясните принцип расположения элементов в электрохимическом ряду напряжений металлов. Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; цинк (гранулы), железо (гвоздь), медь (проволока); растворы соляной кислоты, хлорида цинка, хлорида меди (II), сульфата железа (II). Выполнение опыта: 1. В три пробирки налейте по 1 мл раствора серной кислоты и опустите в каждую пробирку по кусочку различных металлов (Zn, Fe, Сu). В каких случаях протекают химические реакции? 2. Такой же эксперимент проделайте с раствором соляной кислоты. 3. Запишите результаты опытов в таблицу "Взаимодействие металлов с кислотами": Взаимодействие металлов с кислотами Вывод:___________________________________________________________________________________________ 4. В пробирки налейте по 1 мл растворов каждой из выданных вам солей. Опустите в пробирки по одной грануле цинка. 5. Аналогичные опыты проделайте с железом и медью. 6. Укажите, с какими растворами солей вступили в реакцию цинк, железо, медь: Взаимодействие металлов с солями Вывод:____________________________________________________________________________________________ МеталлH 2 SO 4 НСl Zn Fe Cu МеталлZnCl 2 FeSO 4 CuCl 2 Zn Fe Cu
Взаимодействие металлов с соляной кислотой
Zn + 2HCl ZnCl 2 + H 2 Li K Ca Na Mg Al || Zn Cr Fe Ni Pb || (H 2 ) Cu Hg Ag Вытесняют H 2 из растворов кислот (кроме HNO 3 ) Не вытесняют H 2 из растворов кислот
Металлы могут восстанавливать и катионы менее активных металлов
Все металлы на основании их восстановительной способности по отношению к ионам металлов в водных растворах расположены в Электрохимический ряд напряжений металлов Li K Ca Na Mg Al Zn Cr Fe Ni Pb H 2 Cu Hg Ag Увеличение восстановительных свойств
Окислителями металлов являются неметаллы: Кислород, сера, галогены…
С кислородом воздуха легко взаимодействуют щелочные и щелочно-земельные металлы. 4 Li 0 + O LI
Железо, цинк, медь окисляются только при нагревании 3Fe + 2O 2 Fe 3 O 4 totototo
Взаимодействие железа (III) с Кислородом
A u + O 2 > P t + O 2 > Внимание !
Металлы с неметаллами образуют бинарные соединения Хлориды – CuCl 2 Сульфиды – PbS Фосфиды – Na 3 Р
Взаимодействие меди (II) с хлором
А теперь ты должен закрепить приобретенные знания, выполнив Упражнение УДАЧИ ТЕБЕ!!!
Если ты испытываешь трудности при выполнении этих заданий то обратись к предыдущим слайдам!
1. Ca + HOH Ca + HOH 2. Al + HCl Al + HCl 3. Hg + HCl Hg + HCl 4. Fe + CuSO 4 Fe + CuSO 4 5. Au + O 2. Au + O 2 6. Zn + O 2 7. Fe + S 8. Li + N 2 Допишите практически осуществимые реакции:
Проверь себя!!!
Дома обязательно поработай с учебником! § 32,34. Решите задачу: «Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру 8 поиграть в шахматы. Кто из них не уступил пешку или шах поставил – неизвестно. Но только они крупно провзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?»