ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования и Дирекции общего образования НИУ ВШЭ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Федоров Иван Николаевич, учитель истории, обществознания и права гимназии 1539 (г. Москва), участник авторской группы линии учебников по истории 15 февраля 2016
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Главные вопросы для обсуждения: Какое место занимают исторические источники в Концепции УМК по отечественной истории? Какую роль играют исторические источники в структуре УМК нового поколения? Как учитель истории использует исторические источники в ходе внедрения УМК нового поколения по отечественной истории?
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ За последние три года принят ряд документов, серьезно повлиявших на роль и место истории в системе школьного образования: новый закон об образовании федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях РФ концепция учебно-методического комплекта(УМК) по отечественной истории историко-культурный стандарт отечественной истории.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Роль учебника приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, фактов и их интерпретаций.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Немаловажно включить в состав учебно-методического комплекса исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Новый учебно-методический комплекс должен служить «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя: 1) учебник; 2) хрестоматию или сборник документов; 3) исторический атлас; 4) рабочую тетрадь и сборник заданий; 6) книгу для чтения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Входной методический блок параграфа 1. Прочитайте эпиграф (с. 16), ответьте на вопросы и выполните задание.1) О каком «ярме» и «гнёте басурманском» вспоминает летописец?2) Докажите, используя текст учебника, что ключевым понятием эпиграфа являются слова «начала обновляться». 3) Почему для описания событий, связанных с началом создания Московской Руси, летописец использовал образ «тихой весны»? 4) Можно ли согласиться с автором, что Московская Русь обрела такой же авторитет, как и Киевская Русь?
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Входной методический блок параграфа С помощью эпиграфа и иллюстрации в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Основной методический блок параграфа Рассмотрите иллюстрацию на с. 116 и ответьте на вопросы. 1) Опишите её, используя полученные знания. 2) Уместно ли на- хождение льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Основной методический блок параграфа 3. Составьте характеристики (исторические портреты) А. Ф. Керенского и Л. Г. Корнилова, используя материал учебника и дополнительную информацию. 4. Составьте рассказ о Корниловском вооружённом выступлении от лица генерала, солдата, петроградского рабочего, крупного предпринимателя. 5. Соберите информацию о Государственном совещании в Москве в августе 1917 г., подготовьте сообщение (презентацию).Почему Совеща- ние не выполнило стоявших перед ним задач?
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Выходной методический блок параграфа Вопросы и задания. О каких особенностях народного восприятия февральских событий свидетельствует отрывок из воспоминаний видного деятеля партии эсеров (и крупного учёного-социолога) П. А. Сорокина? «Успокаивая себя тем, что всё в порядке, я не мог закрывать глаза на многие реалии. Рабочие, нёсшие лозунг Рабочие к станку и прессу!, на самом деле отказывались от работы и проводили большую часть своего времени на политических митингах. Они требовали восьмичасового рабочего дня, а нередко и шестичасового. Солдаты, явно готовые к сражениям, вчера, к примеру, отказались выполнять приказ под предлогом, что для защиты революции Петроград нуждается в их помощи. Именно в эти дни поступала информация о крестьянских захватах частных усадеб, грабежах и поджогах. На улицах нередко можно было встретить пьяных людей, непристойно ругающихся и горланящих: Да здравствует свобода! Раз свобода, то всё дозволено!»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Выходной методический блок параграфа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ЭФУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ЭФУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХРЕСТОМАТИИ КАК ЭЛЕМЕНТА УМК
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХРЕСТОМАТИИ КАК ЭЛЕМЕНТА УМК
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Работа с трудными вопросами истории
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Работа с трудными вопросами истории
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Работа с трудными вопросами истории
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Организация проектной деятельности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!