Г.Г. Арутюнян – Председатель КС РА, д. юр. наук, профессор АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕСТВА
Уважаемые коллеги! Дамы и господа! Я приветствую проведение данного весьма актуального форума и благодарю за приглашение принять в нем участие и выступить с докладом. В моем докладе хочу сделать акцент не на локальных проблемах межнациональных отношений, а представить некоторые рассуждения относительно утверждения необходимых конституционно-правовых основ формирования толерантного общества для предотвращения социальных потрясений и катаклизмов. Мы глубоко убеждены, что происходящие в мире в последние десятилетия негативные процессы, небывалый уровень терроризма, потоки мил- лионов беженцев, постоянное кровопролитие и социальные потрясения, а также разноцветные и разнородные революции - во многом результат дефицита конституционализма, основополагающих конституционных ценностей и принципов в реальной жизни. 2
С учетом архиважности проблемы, в 2013 году по нашей инициативе видные конституционалисты из 19-и стран объединились и подготовили сборник под названием "Конституционализм нового тысячелетия: парадигмы реальности и вызовы". Наше общее заключение сводится именно к тому, что без установления подлинного конституционализма ни в каком обществе не- возможно гаранттировать плюрализм, толерантность, солидарность, верховенство права и отсутствие дискриминации. На многих международных форумах в последние годы стали предметом активной дискуссии актуальные проблемы установления подлинного конституционализма и основ толерантного общества. В частности, эти вопросы ста- ли предметом всестороннего рассмотрения на состоявшихся в 1999 году в Роттердаме, в 2004 году в Сантьяго, в 2007 году в Афинах, в 2010 году в Мехико и в июне 2014 года в Осло Конгрессах Международной ассоциации конституционного права, на состоявшихся в 2009 году в Кейптауне, в 2011 году в Рио де Жанейро и в сентябре 2014 года в Сеуле Конгрессах Всемир- ной конференции органов конституционного правосудия. Эти проблемы стали предметом всестороннего рассмотрения также на очередных конгрессах международных организаций Конференция европейских конституционных судов и Конференция конституционных судов стран новой демократии. 3
На основе моих выступлений и докладов на этих форумах пришли к заключению, что конституционализм, будучи формой выражения соответствующей конституционной культуры, отражением определенного цивилизационного уровня системно-ценностного познания социального общества, обусловлен рядом факторов: 1. уровнем философско-правового познания и восприятия общественных явлений и объективных законов; 2. тенденциями развития общества и степенью социальной ценности человека; 3. характером взаимоотношений человек-общество; 4. системно-ценностными приоритетами социального общества; 5. уровнем развития производственных отношений; 6. степенью социальной защищенности человека; 7. уровнем политической культуры и правосознания общества; 8. наличием социально-политических предпосылок установления общественно- го согласия; 9. идеологической ориентацией государственной власти и уровнем осознания ею ответственности за судьбу общества; 10. характером воздействия всеобщих ценностей и степенью и возможностью их гармонизации с качествами национальной и духовной самобытности; 11. традициями формирования конституционной аксиологии и уровнем их закрепления и реализации правовыми средствами; 12. характером конкретных конституционных решений, степенью их систематика- зированности и т. д. 4
Путь от Конституции к конституционализму, от желаемого к реальному проходит через конституционализацию общественных отношений, гарант- тируя: отсутствие дискриминации, плюрализм, толерантность, солидарность, верховенство права. Сравнительный анализ различных изгибов международных общественно-правовых развитий свидетельствует, что основные факторы, которые характерны общественному строю нового тысячелетия и, по нашему мнению, диктуют новые решения, в самых общих чертах сводятся к следующему: 1. имеет место беспрецедентная интернационализация разнохарактерных общественных процессов: экономические, социальные, духовно-культурные отношения в значительной мере приобретают надгосударственный характер; 2. экономическая, информационная, правовая глобализация и универсализация создали качественно новое положение общественной интеграции, когда формируются не имеющие прецедента международные объединения, как, например, Евросоюз, с созданием которого неизбежно возникла идея надгосударственной Конституции; 3. одна из характерных особенностей новой действительности заключается в том, что существенно нарушены границы между внутригосударственными демократическими системами и надгосударственными экономическими от- ношениями; 5
4. в международном аспекте демократические развития, с одной стороны, требуют нового уровня и качества сотрудничества, защиты правопорядка, системной гармонии и стабильности, с другой стороны, возникло серьезное противоречие между установлением демократии во внутри- государственных отношениях и диктовкой силы в межгосударственных отношениях 1 ; 5. в подобной ситуации осложняется также преодоление международных финансово-экономических и политических кризисов, которые создают новые предпосылки для социальных катаклизмов и не разрешаются без кровопролития; 6. накопления отрицательной общественной энергии и системные распады конца прошлого века привели к такому положению общественного быт- ия, которому характерны нестабильность и неопределенность. 1 Примечательна выраженная Президентом Франции Жаком Шираком на созванной 12 апреля 2003 г. в Санкт-Петербурге Международной конференции на тему Мир, безопасность, между- народное право: взгляд в будущее мысль о том, что международная политика, которая пост- роена на демократических ценностях, должна основываться на неоспоримых коллективных нормах, и вместе с этим необходимо построить международную систему правосудия, которая будет призвана придать этим правовым нормам полноценную силу. Никакой международный строй, который направлен на продолжительную перспективу, не может быть основан на логике силы (см. Правоведение, 2003, N 5, с. 8). 6
7 7. становление гражданского общества и создание правового, демократического государства стали всеобщим идеалом. Более актуальной становится задача примирения универсализма и национальных особенностей. Одновременно вместо гармонизации еще более обостряются системно-ценностные противоречия; 8. ножницы между богатством и нищетой достигли такого предела поляризации, что это становится просто нетерпимым 2. Общечеловеческим злом стали наркомания и терроризм. Беспрецедентный рост послед- него имеет экономические, социальные, политические предпосылки и противопоставляется той системе ценностей, которая в настоящее время лежит в основе утверждения демократических отношений через гражданское согласие; Этот перечень, конечно, можно продолжить, однако перечисленного достаточно, чтобы убедиться, что в этом контексте должны рассматриваться все те вопросы, которые во внутринациональном и межнациональном аспектах касаются задач стабильного и гармоничного развития общества. В то же время надо отметить, что указанные явления не новые и не вдруг появились. Просто они, развернувшись, приобрели новое качество и характер воздействия с вытекающими из этого последствиями. 2 Лауреат Нобелевской премии, бывший советник Президента США, экономист Жозеф Стиглиц совершенно прав, обобщая, что причина подобной поляризации – неправильное течение экономической глобализации и экспансионистский либерализм. Целью развития человечества является не накопление богатства в руках малочисленных индивидов в условиях сплошной нищеты. Любое экономическое начинание должно оцениваться также с точки зрения его социальных последствий (В тени глобализации, Deutchland, номер 4, август-сентябрь 2002 г.).
8 Чтобы с учетом перечисленных реалий представить реальные механизмы динамичного общественного развития, необходимо четко сформулировать конституционно-правовое содержание понятия "конституционализм". В моих публикациях всестороннее обсуждается данная проблематика 3. В настоящем докладе хочу представить мое обобщающее заключение, согласно которому конституционализм – это проявление определенной конституционной куль- туры, адекватной осмысленному бытию данного социума, это системное и осознанное наличие конституционных ценностей в реальной общественной жизни, на чем базируется вся правовая система. Основная миссия конституционализма в новом тысячелетии заключается именно в обеспечении стабильности и динамизма общественного развития, укреплении нравственности в социальных взаимоотношениях, преодолении конфликтогенности в межгосударственных и внутригосударственных отношениях. Преодоление дефицита конституционализма - основной путь недопущения накопления отрицательной общественной энергии до формирования критической массы, при которой неизбежны социальные катаклизмы. 3 См. в частности, Арутюнян Г.Г. Конституционный мониторинг, Ереван, 2016, NEW MILLENIUM CONSTITUTIONALISM ։ PARADIGMS OF REALITY AND CHALLENGES (Published on the Initiative and wiht a Foreword of Dr. G.G. HARUTYUNYAN), YEREVAN, -2013, Г. Арутюнян, Конституционализм как фундаментальный принцип права в правовом государстве // Конституционное правосудие, 2012, N 1, - С. 5-16, Арутюнян Г.Г. Конституционализм: уроки, вызовы, гаранттии. Киев,, 2011, G. Harutyunyan, GONSTITUTIONAL CULTURE ։ THE LESSONS OF HISTORY AND THE CHALLENGES OF TIME, Yerevan, 2009.
9 Изучение конституций многих стран мира показывает, что на этом уровне формально правовое государство, народовластие, верховенство пра- ва, достоинство человека, свобода, конституционная демократия, разделение властей, общественное согласие, равенство, толерантность, плюрализм, солидарность и другие общепризнанные ценности в их орга-ническом единстве стали основой конституционных решений. Но вместе с этим реальная действительность в этих странах другая, она оказалась в другом изме- рении. В большинстве этих стран не в полной мере обеспечена само- достаточность Конституции и имеет место существенная оторванность осно- вополагающих конституционных ценностей и принципов от социальной действительности. Характерными чертами последнего, как было отмечено, являются низкий уровень конституционной культуры, системная неполно- ценность механизмов обеспечения верховенства права, наличие деформи- рованной, внутренне противоречивой правовой системы, отсутствие единого ценностно-системного понимания социальных ориентиров общественного развития. Так называемая регрессивная реальность в современном мире, в первую очередь, - результат системного нарушения конституционного баланса в общественной практике, что своевременно не выявляется и не восстанав- ливается. Очевидно наличие системного дефицита конституционализма или его искаженное проявление. А это означает, что практически не обеспечи- вается верховенство Основного Закона страны.
10 То, что делается конституционными судами сегодня, несмотря на архиважность этой миссии, все-таки носит дискретный, фрагментальный характер, не обеспечивает необходимой последовательности и системной непрерывности в выявлении, оценке и восстановлении нарушенного консти- туционного баланса в обществе, обеспечении конституционализма в соот- ветствии с конституционной культурой нового тысячелетия. Общественный организм не может динамично развиваться, если не имеет необходимые механизмы выявления, оценки и восстановления нару- шенного конституционного равновесия. Именно эту функцию, функцию общественной иммунной системы должен выполнить системный конститу- ционный мониторинг. Наличие такой системы является проявлением высшей конституционной культуры и гаранттом обеспечения подлинного конститу- ционализма в обществе. Понятие "конституционный мониторинг" воплощает в себе функцио- нальные и институциональные основы правовой регуляции механизмов неп- рерывного системного выявления, оценки и восстановления всевозможного нарушенного конституционного равновесия для обеспечения устойчивого проявления конституционализма в обществе. Мы пришли к убеждению, что особенно в условиях общественной транс- формации деформации конституционализма становятся главным фактором дестабильности и социальных катаклизмов. Их преодоление требует наличия действенного и системного конституционного мониторинга на основе целе- направленной и непрерывной конституционной диагностики. Это и урок истории, и вызов времени, требующие неотложного внимания и адекватных действий.
11 Наши основные заключения сводятся к тому, что: 1. Действующие в мире модели конституционного контроля и надзора не в полной мере обеспечивают системный и непрерывный характер в выявлении, оценке и восстановлении нарушенного конституционного баланса в общественной практике и не в полной мере отвечают вызовам времени. 2. Несвоевременное восстановление нарушенного конституционного баланса приводит к накоплению отрицательной общественной энергии, что, набирая критическую массу, приводит к социальным взрывам и дестабильности. 3. Нет системного и органического взаимодействия в функциональной деятель- ности институтов власти по обеспечению верховенства конституции. 4. Пока в государстве реальный уровень конституционализма не соответствует характеру и содержанию основополагающих конституционных ценностей и принципов, не будет общественного взаимосогласия и толерантности в социальных отношениях. 5. Гарантирование конституционного функционального баланса в реальной жизни возможно лишь при внедрении целостной системы постоянной конституционной диагностики и мониторинга. Пятое из перечисленных положений предполагает, что по остальным поло- жениям должны быть найдены адекватные правовые решения, чтобы внед- рить данную систему. Тут ключевое значение имеет раскрытие сущности институционального и функционального обеспечения системного и непре- рывного конституционного мониторинга.
12 Схематично система подобного мониторинга нами представляется в следующем виде 4 : СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО МОНИТОРИНГА 4 Арутюнян Г.Г. Конституционализм: уроки, вызовы, гаранттии. – Киев: "Логос", С. 53.
13 Из приведенной схемы следует, что для реализации системного консти- туционного мониторинга, наряду с соответствующими институтами госу- дарственной власти, определенная институциональная и функциональная роль принадлежит также гражданскому обществу, как необходимой "нервной системы" общественного организма. Заслуживает внимания также мониторинг конституционных развитий в России, организованный в годах Институтом права и публичной политики Российской Федерации 5. По сути, конституционным мониторингом является также оценка по странам индекса верховенства права Домом сво- боды США 6, а также Всемирным проектом правосудия (WJP) 7. Попытки подоб- ной оценки делаются также различными исследователями, однако главная задача заключается в проявлении к этому вопросу такого концептуального и систематиказированного подхода, который обеспечит: 1) превращение функции мониторинга в элемент конституционного строя государства; 2) функциональную и институциональную независимость мониторинга; 3) обоснованность методологических подходов и методических решений; 4) гаранттирование достоверности результатов; 5) перманентность (непрерывность) мониторинга; 6) неизбежность последствий мониторинга. 5 В частности, см. Мониторинг конституционных процессов в России. Аналитический бюллетень N 1; N 1-4. Андрей Медушевский. Конституционный мониторинг: программа и результаты экспертного опроса в России // Сравнительное Конституционное Обозрение – С The World Justice Project /worldjusticeproject.org/, Rule of Law,
14 Основными задачами конституционного мониторинга в условиях об- щественной трансформации, в частности, являются: - выявление и оценка дефицита конституционности в политическом поведе- нии социума; - оценка внутриконституционных деформаций, выявление причин этих де- формаций и разработка механизмов их преодоления; - преодоление деформированного восприятия основополагающих консти- туционных ценностей и принципов в обществе, повышение уровня конститу- ционного правосознания; - обеспечение необходимого уровня конституционализации политического поведения институтов власти и социального поведения личности; - устранение дефицита конституционности в сфере законодательства и дру- гих формах правотворческой деятельности; - недопущение деформаций конституционных ценностей и принципов в пра- воприменительной практике; - системное обеспечение конституционности государственного управления; - выявление и учет транснациональных критериев оценки социального пове- дения человека и власти. Сравнительный анализ конституционной законности не только в странах новой, но и старой демократии показывает, что нет определенной систем- ности в решении перечисленных задач. Они больше становятся объектом политических интриг, чем правового регулирования.
15 Анализ данной проблематики привел нас к выводу, что обеспечение сис- темности и полноценности конституционного мониторинга возможно только при глубоком учете следующих обстоятельств: Функционирование социальной системы как целостного организма имеет многоплановый иерархический характер, основой которого является гарант- тирование и обеспечение верховенства права. Главная миссия иммунной системы общественного организма – сохра- нение функционального конституционного баланса и стабильности, так как невосстановление нарушенного баланса становится причиной накопления отрицательной общественной энергии, что, набирая критическую массу, мо- жет привести к общественным катаклизмам. Система конституционной диагностики и мониторинга, как контроли- рующая система, должна функционировать в свойственном ей порядке неп- рерывности и относительно независимо, на основе четкого нормативного регулирования. Любая общественная патология должна активизировать и приводить в действие всю систему конституционной самозащиты. Мы убеждены, что это новый уровень гаранттирования верховенства жи- вой Конституции, когда вся система базируется не на абстрактных консти- туционных нормах, а на их реальном проявлении в обществе, обеспечивая осмысленное наличие основополагающих конституционных ценностей и принципов в реальной общественной жизни.
Благодарю за внимание. 16