УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКУ Безусова Т. А.
Урок управляемый ( следовательно, целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно - обеспеченный, корректируемый ), ресурсов обеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого результата, определённого образовательной программой
Общедидактические принципы конструирования урока Принцип антропогенности Принцип социогенности Принцип культурогенности Принцип идеалогенности Принцип диалогогенности Принцип преемственности
Плюсы и минусы традиционного урока плюсы минусы привычка к дисциплине и порядок в голове очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель на традиционном уроке легко работать : его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. коллективное выравнивание, средняя успешность ( успеваемость ) обучения, средний ученик в целом. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности
Требования ФГОС ООО к современному уроку ( начало ) Целеполагание Мотивация Практическая значимость знаний и способов деятельности. Отбор содержания Необходимость использования разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся ( с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей )
Требования ФГОС ООО к современному уроку ( продолжение ) Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися Организация парной и групповой работы Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности Качественная положительная оценка деятельности обучающихся Минимализация и вариативность домашнего задания Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС (1) Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет - ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся ( более половины времени урока )
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС (2) Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей : по поиску и обработке информации ; обобщению способов действия ; постановке учебной задачи и т. д. Формулирование заданий для обучающихся ( определение деятельности детей ) Формулировки : решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки : проанализируйте, докажите ( объясните ), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите ( сделайте вывод ), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и / или индивидуальная Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога ( совместно с учителями информатики, психологами и логопедами ), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС (3) Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися ( дети изготавливают учебный материал, проводят презентации ). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио
« Четырёхугольники » ( мастер - класс ) Цель : СФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВИДЫ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ. Предметные : необходимый уровень - сформировать представление о прямоугольнике, квадрате, параллелограмме, ромбе, трапеции. Метапредметные : Познавательные УУД - « читать » и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и знаков ; - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы ( план действий ) при работе с конкретным заданием ; Коммуникативные УУД - выполнять работу в паре, помогая друг другу ; - активно участвовать в обсуждениях, - ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога. Регулятивные УУД - участвовать в оценке и обсуждении результата. Личностные УУД - воспринимать одноклассников, как членов своей команды ; - быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению ; - не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению