1
В истории мирового изобразительного искусства изображение драпировок всегда занимало одно из важнейших мест, а принцип их трактовки в разные эпохи у различных школ, направлений и отдельных художников служил одним из признаков стиля. Красота линий складок в одежде использовалась художниками на различных ступенях развития стиля по-разному 2
3
4
5
Г) в результате перелома материи по граням формы Одни складки образуются: А) в результате сгиба материи В)в результате натяжения материи Б) в результате провисания материи 6
Все складки можно разделить на три основных типа: 1. Вертикальные (прямые) – это складки, образующиеся от сдвигания краев материи по прямому направлению друг к другу. Эти складки представляют собой цилиндрические поверхности, лежащие поперек направления сдвига. Прямые получатся, например, если мы двумя руками сдвинем на столе скатерть от края к середине. 7
2. Диагональные (косые) – это складки, образующиеся от движения противолежащих краёв материи в стороны так, что эти края стремятся встать в одну линию, как стороны сжимаемого параллелограмма. Диагональные складки образуются, например, когда мы на лежащую, на столе материю положим рядом ладони и потянем ее одной ладонью к себе, а другой от себя 8
3. Радиальные (лучевые) – это складки, образующиеся на материи, когда ее потянут за одно какое-нибудь место нормально к ее поверхности или когда нажмут ее так же снизу. Такие складки располагаются лучами, радиусами от точки давления, как от центра и представляют собой конические поверхности 9
Эти три основные типа складок могут давать различные между собой сочетания в зависимости от формы поверхности, на которой лежит материя, от различных сочетаний усилий, прилагаемых к материи, и от качества самой материи. (Составные) 10
В складках ткани можно увидеть уже знакомые нам геометрические формы: конусы, цилиндры, призмы. Цилиндрическая форма характерна для прямых или диагональных складок, коническая для радиальных. При закреплении жесткой плотной ткани в двух точках образуются ниспадающие складки, форма которых представляет собой сочетание плоскостей. конус цилиндр 11
Рисование складок (куртка) 12
Первый этап рисунка. а) Куртка, как и любой предмет, имеет высоту и ширину. Начинать рисунок надо с нахождения пропорций предмета. б) Наметив, пропорции куртки, мы должны определить какой тип складки здесь преобладает. Так как куртка висит на гвозде, то есть имеет одну опорную точку, то складки по типу будут радиальными (лучевыми). Наметим опорную точку куртки, В) Затем определим количество складок, Надо учитывать, что количество складок на куртке будет разное, так как вы сидите к куртке под разным углом зрения. Часть складок с разных мест будет просто закрыта. 13
Второй этап рисунка Переходя ко второму этапу рисунка, надо помнить, что уточнения пропорций будет идти в ходе всего рисунка. На этом этапе определяем область света и область тени. Легко намечаем собственные и падающие тени. Нужно усвоить, что определяющим в выявлении формы на рисунке является точно найденный переход от света к тени. 14
Третий этап рисунка На этом этапе работы нужно стремиться отмечать подробности, конфигурацию складок. Сам характер рисунка, еще предварительный, подвижный, располагает к его уточнению, внесению поправок, которые легко сделать. Света надо беречь, поэтому перегружать их проработкой мелких деталей не следует, так как даже легко проработанные детали создают определенный общий тон, излишнюю темноту освещенного места предмета. 15
Четвертый этап рисунка На этом этапе предстоит моделировка всей формы светотенью, выявление и трактовка деталей. К деталям на куртке можно отнести: воротник и его толщина, карман, толщина рукава. На этом уроке вы должны тщательно проработать светотень, образованную освещением, и рефлексы. Обратить внимание на качество штриховки. 16
17
Афина, опирающаяся на копье. Рельеф с афинского Акрополя. V в. до н. э. Одежда может изменить облик человека, внести новые дополнительные средства в создание его образа. А. Дюрер. Прогулка. Гравюра на меди Античные одежды, изображенные в древнегреческой скульптуре, демонстрируют нам непревзойденные образцы драпировок, подчеркивающих совершенство и пластику человеческого тела В Средние века доминировали строгие, тяжелые, угловатые складки, скрывающие фигуру. В эпоху Возрождения, развивавшую эстетические идеалы античного искусства, складки одежд приобретают музыкально-ритмический характер, подчеркивающий естественность пропорций человеческой фигуры 18
Надо знать, что складки на одежде – это не случайные помятости одежды, а определенные закономерные формы, построение которых определяется покроем одежды, строением и движением формы, которую облегает эта одежда. Вертикальные (прямые) Диагональные (косые) Радиальные (лучевые) а б в г д е 19
Вертикальные (прямые) Радиальные (лучевые) Диагональные (косые) Составные складки
Свет Тень Рефлекс Падающая тень
22
23
24
25
26
27
28
29
30