Подготовила: Золотарева А.Р., воспитатель МБДОУ «Детский сад 93»»
-Знакомство с позицией, дистанцией и пространством общения -Уметь анализировать собственное поведение, прогнозировать поведение другого и его отношение к себе
-общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально- педагогической деятельности.
ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ - это положение людей относительно друг друга, при котором существует зрительный контакт. Для того чтобы этот контакт складывался успешно, люди должны стоять лицом друг к другу и их глаза находиться на одном уровне.
«КАРАБАС-БАРАБАС» страх и подчинение взрослому Такой педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его требований. Такое общение похоже на дрессировку. Основой отношений является страх и подчинение взрослому. Активность детей, освобождённых на некоторое время от давления такого воспитателя, направляется на выплеск накопившейся энергии, они не обращают внимание на воздействие взрослого пока не устанут. Дети быстро привыкают к стимулам (окрик и замечание) и перестают реагировать на спокойный голос и совет. выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей В случае необходимости дети могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими- либо знаниями и умениями. Но стоит заменить условия выполнения заданий (заменить вопросы или материал для заданий), как впечатление сразу изменится. Самое печальное последствие такого воспитания - это выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей.
«МАЛЬВИНА» стереотипу Такой воспитатель четко знает, что правильно, чего нет, что нужно, а что бесполезно. Это умный педагог, но действующий только по чётко заданному самому себе стереотипу. В выработке автоматических навыков такой воспитатель добивается успехов, но в регулировании повседневного общения с возникающими в процессе него конфликтами подход «Мальвины» оказывается бездейственным. Все, что непонятно в поведении детей таким воспитателем оценивается, как неправильное. низкий уровень детской активности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности В группе у такого воспитателя достаточно низкий уровень детской активности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» безразлична к детям Она безразлична к детям, они предоставлены сами себе. Общение между детьми и педагогом носит чисто формальный характер, а отношения между детьми и их деятельностью никак не регулируются. становятся либо расторможенными, либо безразличными Дети не могут себя занять, постепенно они становятся либо расторможенными, либо безразличными.
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» лишена чувства любви и привязанности к детям Она красавица, но лишена чувства любви и привязанности к детям. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути бесполезным времяпрепровождением. формируются бесчувственность, холодность по отношению друг к другу При такой воспитательской позиции у детей часто формируются бесчувственность, холодность по отношению друг к другу.
«НАСЕДКА» опека и тщательное к развитию у детей лени, низкой самооценке, инертности Идеальный вариант воспитателя для ясельной группы. Она заботлива, внимательна, ни на минуту не оставляет детей без контроля. Но такая опека и тщательное сопровождение всей детской жизнедеятельности в других возрастных группах приводит к развитию у детей лени, низкой самооценке, инертности.
«МЕРИ ПОППИНС» Она разносторонне развита, тактична, естественна и эмоциональна. А главное - она любит детей, умеет сделать их жизнь радостной и насыщенной. Мечта любого ребёнка и любого родителя - это Мери Поппинс. Но так ли часто в реальной жизни мы встречаем таких педагогов, и так ли много в нас самих от этой удивительной воспитательницы.
Общение – дистанция Общение – заигрывание Общение – устрашение Общение на основе дружеского расположения Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью
ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ - это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Дистанция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно. Что такое дистанция общения?
ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ – это общее визуальное и мыслимое пространство с однозначным пониманием смысла средств общения. Что такое пространство общения?
Чтобы собеседники видели друг друга Стремиться, чтобы они находились в равных позициях общения и видели одну и ту же зрительную картину перед глазами Чтобы в словах имелся одинаковый смысл Наказание только обостряет чувства ребёнка, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребёнком и взрослым вместо доверия и уважения.
Взрослые и дети постоянно находятся в разных «пространствах», каждый в своём, в «пространстве» ребёнка главное место занимают игры, занятия Взрослые и дети находятся на разных позициях Взрослые и дети часто в одних и тех же словах усматривают совершенно разный смысл Если вы хотите послушать ребёнка, то повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне Если ребёнок стоит, то лучше всего присесть рядом Непозволительно общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, или разговаривать с ним через плечо. Любое проявление невнимания говорит о том, насколько вы готовы его слушать и услышать
Очень важно, чтобы Вам и детям хотелось быть вместе, хотелось быть вместе, в одном «пространстве», так чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. 1
Педагог и дети должны быть не рядом и не над, а вместе, т.е. педагог должен как можно чаще выбирать личностно- ориентированную модель взаимодействия друг с другом. т.е. педагог должен как можно чаще выбирать личностно- ориентированную модель взаимодействия друг с другом. 2
Стать другом для детей не так трудно, нужно только этого захотеть!