Выполнила студент: Разумовская М.А. Руководитель дипломной работы: к.п.с.н., доцент Сиднева Л.Ю. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Владимирский государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых » [ВлГУ] Владимир 2015
«Песочная игра позволяет окинуть взором собственное подсознание и без болтовни социально воспитанного мозга, без лжи и притворства увидеть свои плюсы и минусы. Плюсы можно усилить, а минусы изменить. В этой чудесной возможности сокрыты сокровища мирового разума. Песочные волны податливы и изменчивы. Они пропускают через руки то, что не слышит сознание.» Эль Г. «Человек, играющий в песок»
Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Предмет исследования: технологии песочной терапии как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Цель исследования: изучить эффективность использования технологий песочной терапии для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Методологические основы исследования
Задачи: Проанализировать психолого–педагогические работы по проблеме исследования. Выявить особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Составить и апробировать систему занятий с использованием технологии песочной терапии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Сформулировать выводы по результатам исследования.
«Песочная терапия (Sandplay), которая опирается на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим методом, который помогает выстроить своеобразный мост между бессознательным и сознательным, между эмоциональным и рациональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным.» Н.А. Сакович. «История и современные тенденции песочной терапии»//Вестник практической психологии образования 2, 2007.
Основными методами исследования были тестовые методики «Метаморфозы» Н.Я. Семаго и «Дом, дерево, человек» Джона Бука.
Методика «Метаморфозы»
Влияние игр с песком на развитие ребенка Способствует развитию речи (фонетика, лексика, грамматика); Стабилизирует эмоциональное состояние; Развивает творческий потенциал; Активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление; Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность.
Особенности песочной терапии Возможность самовыражения не ограничена словами (один символ может выразить больше чем сотня слов); Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно); Позволяет ребенку создавать картину мира в 3-х мерном пространстве; Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя его творцом; Песочные «творения» расскажут о внутреннем состоянии больше, чем любые расспросы; Применим в случаях отказа ребенка от классических занятий.
Игры с песком «Дорожки из песка» «Чувствительные ладошки» «Мой город» «Чей это след?» «Назови звук» «Найди друга» «Песочный дождик»
Закончить игры с песком можно тоже стихами: В ладошки наши посмотри : Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Динамика результатов тест "Дом-дерево-человек" Показатель (методика ДДЧ)до воздействия после воздействия 1 Замкнутость, закрытость по отношению к внешнему миру 55,0%45,0% 2 При контактах с окружающими людьми испытывает тревогу, эмоциональное напряжение 45,0%40,0% 3 Испытывает трудности в выражении и контроле своих эмоций 70,0%60,0% 4 Испытывает тревогу по поводу самоконтроля, стремиться подавлять свои эмоции и проявления 65,0%50,0% 5 Наличие навязчивых страхов, фобий 45,0%50,0% 6 В общении может прибегать к агрессии 40,0%30,0% 7 Импульсивность в поведении 75,0%80,0% 8 Стремление уйти в мир фантазий от реальности 50,0%60,0% 9 Нерешительность в налаживании социальных отношений, в общении 45,0%35,0% 10 Испытывает недостаток чувства защищенности, нуждается в дополнительной опоре, в источнике эмоционального тепла 60,0%65,0%
Динамика результатов методика "Метаморфозы" до воздействия после воздействия Защитные предпочтения 1618 Защитные отвержения 149 Агрессивны предпочтения 1611 Агрессивные отвержения 146 Демонстративные предпочтения 12 Демонстративные отвержения 10 Самоутверждаемые предпочтения 56 Самоутверждаемые отвержения 77 Социально одобряемые предпочтения 917 Социально одобряемые отвержения 34 Протестные 812 Условно нормативные предпочтения 46 Условно нормативные отвержения 22
Спасибо за внимание!