Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшим психическим процессом, лежащим в основе развития, обучения, социализации личности, обеспечивая ее единство и целостность. Различают 2 вида памяти по происхождению: генетическая (наследственная), индивидуальная (прижизненная).
Согласно 1 критерию различают память : мгновенную, кратковременную, промежуточную, долговременную. Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение без специально поставленной задачи, цели что - либо запомнить или воспроизвести. Когда человек ставит перед собой цель усвоить или воспроизвести информацию, говорят о произвольной памяти.
В зависимости от содержания запоминаемой информации выделяют : Сенсорная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятых ранее образов. К этому виду памяти относят зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и систем. Это память на позу, положение тела в пространстве.
Эмоциональная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение определенных эмоциональных состояний, чувств при повторном воздействии или представлении ситуации, в которой эти переживания возникли. Словесно-логическая память - это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, ее смысла, логики рассуждений, доказательств.
1. Запоминание - процесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком. Различают произвольное и непроизвольное запоминание. Непроизвольное – зависит от: Цель и задачи деятельности Сложность деятельности Протекание деятельности, завершенность («эффект Зейгарник») Эмоциональное отношение к информации Интересы человека и значимость информации для него
Произвольное запоминание – целенаправленное усвоение информации – зависит : От установки на запоминание. Мотивов запоминания Способов усвоения или заучивания информации, среди которых выделяют механическое и логическое. Организации, а также характера предыдущей или последующей деятельности Смыслового и речевого оформления материала.
Сохранение – сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. извлечении ее из памяти. Различают произвольное и непроизвольное. 3 уровня воспроизведения: Узнавание – актуализация информации, присутствующей в перцептивном поле при опоре на повторное восприятие. Вспоминание - актуализация информации, не вызывающая затруднений и не требующая опоры на восприятие и «подсказки». Воспроизведение – один из самых активных и творческих процессов, он заключается в восстановлении инф-ции,
Особенности: Что не используется, то быстрее забывается Забывается то, что нарушает психическое равновесие, вызывает эмоциональное напряжение Проактивное и ретроактивное торможение (характер предыдущей и последующей деятельности) Актуальность информации «закон Рибо», или закон обратного хода памяти.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!