Механизмы образования различных отношений, эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризуются понятиями: «идентификация», «эмпатия», «рефлексия» и «аттракция».
Для эффективного общения важно самовосприятие, основным источником которого является восприятие себя через соотнесение, идентификацию (от лат. identificare отождествление) себя с другими.
Эмпатия- это эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, как он оценивает окружающий мир.
Различают два вида эмпатии: сопереживание переживание человеком тех же самых чувств, которые испытывает другой сочувствие переживание человеком иных по сравнению с объектом восприятия чувств.
Спецификой эмпатии является то, что от тех, кто искренне сочувствует, она не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной практической помощи партнеру.
Рефлексия это осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению. В рефлексии представлены как минимум шесть человек: индивид, каков он есть на самом деле; индивид, каким он сам видит себя; индивид, каким он видится другому человеку, а также эти же три позиции со стороны другого.
Рефлексия это осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению. В рефлексии представлены как минимум шесть человек: индивид, каков он есть на самом деле; индивид, каким он сам видит себя; индивид, каким он видится другому человеку, а также эти же три позиции со стороны другого.
Аттракция (от лат. attractio привлечение) это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, умение нравиться другим, а также продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.
Межличностная аттракция это процесс предпочтения одних людей другими, притяжения между ними, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон от «люблю» до «ненавижу».
На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы. В н е ш н и е ф а к т о р ы а т т р а к ц и и: потребность в аффилиации (от англ. affiliate соединять, связывать). Это потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью, стремление людей к объединению;
фактор эмоционального состояния. Он выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.
В н у т р е н н и й ф а к т о р а т т р а к ц и и физическая привлекательность. Для развития этого чувства имеет значение социальная и личностная характеристика человека. Связь между физической привлекательностью и аттракцией неоднозначна.
Высокая результативность общения вызывает необходимость владения не только коммуникативной, но и перцептивной функциями общения. Такого рода информированность поможет любому человеку использовать указанные выше психологические механизмы эффективного обмена информацией и взаимопонимания, как на вербальном, так и невербальном уровнях.