САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т. е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены: 1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения); 2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д.; 3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний; 4) система контроля за ребенком; 5) система меж комплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну); 6) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье. 7) механизм идентификации.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ Человек может позволить только то, к чему он привык, а так же то, в чем он будет уверенно себя чувствовать, в чем он себя хорошо знает. Схема тела. Умение регулировать свое поведение как личности в большом обществе, в небольшой компании, и наедине с самим собой – это главная функция. Пожалуй, один из самых главных, это умение владеть речью. Умение говорить, помогает ребенку изменить отношения с взрослым.
СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т. е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т. е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»- прошлое, т. е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т. е. совокупность о себе в будущем.
ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Индивидуальность (от лат. individuum неделимое, особь) - неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие Индивидуальность используется в психологии при описании 2 явлений: При анализе индивидуально-психологических различий индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (средне групповым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.
При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид - личность - И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б.Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. - «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!