Муниципальное общеобразовательное учреждение Агаповская средняя общеобразовательная школа 1 имени П.А. Скачкова
Ш КОЛА И СЕМЬЯ – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему Школа – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, жизнедеятельность ребёнка подчинена социальным нормам школьного общежития Семья – любовь: супружеская, родительская, детская, родственная. Через отношение «любовь к далёким» решает проблемы конкретных отношений ребёнка с близкими (в том числе с родителями) Через отношение «любовь к близким» ребёнок обретает потенциальную способность выходить на «любовь к далёким»: через любовь к маме, папе, бабушке, братьям и сёстрам он учится вообще чувству любви, готовясь полюбить человечество
С Е М Ь Я - довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоящие внешним воздействиям Семья не просит, чтобы с ней работали… Семья не хочет, чтоб в её тайны заглядывали… Семья не доверяет таких полномочий школе…
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь или читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. А.С. Макаренко
Ш К О Л А вводит ребёнка в контекст культуры и социальных отношений, ни в коем случае не игнорируя глубокое влияние семьи. Лучший способ помочь семье в воспитании детей – проявлять заботу о счастье ребёнка, беспокоясь о степени его развития.
УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга (чтобы иметь возможность понимать друг друга) умение устанавливать реальные взаимные действия, отдавая себе отчёт в задачах, средствах и конечном итоговом результате забота о счастье ребёнка
Счастливый - значит... развитый, но не перегруженный; успевающий, но не с единственной целью непременно добиться успеха; находчивый и самостоятельный, но в меру своих возрастных возможностей. Счастливый ребенок растет, проходя все стадии развития в собственном ритме, и лучше не стараться ускорить его. Ребенок развивается неизбежно. Значит, он будет счастливым, особенно если его не торопить!
Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы ??? активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика; понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка); установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе; создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи; информация об успехах детей; заинтересованность учителей в успехах детей; создание позитивного климата в школе, усилия всей школы (а не отдельных учителей) по развитию работы с родителями
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ РС в письменной форме (классный руководитель отправляет родителям документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения); РС вместе с учащимися (ток - шоу); РС в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание; РС в форме кафе; РС в походе у костра; РС в форме игры; РС в форме пресс-конференции с приглашением специалистов, интересующих родителей (либо из числа родителей); РС отцов (мам); РС в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов; РС в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующим проведением индивидуальных консультаций; РС – спектакль (концерт), в котором выступают дети; РС параллели классов для обсуждения важных проектов и программ, п редлагаемых администрацией школы
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Цели и задачи: 1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся 2. Изучение воспитательных возможностей семьи 3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи 4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого- педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры 5. Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей 6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования Сентябрь - 1. Знакомство с родителями вновь прибывших учащихся ( тестирование «Ваш ребёнок») 2. Привлечение родителей к участию в жизни класса 3. РС «Особенности учебного труда учащихся и роль родителей в этом процессе» Октябрь - 1. Индивидуальные консультации 2. Посещение семей учащихся, нарушающих дисциплину Ноябрь - 1. Индивидуальные консультации для родителей слабоуспевающих учащихся 2. Лекторий «Школа общения с ребёнком» 3. Каникулы – мероприятие проводится родительским комитетом Декабрь - 1. Индивидуальные консультации 2. Встреча с родительским активом по вопросу организации совместного отдыха детей и родителей в зимние каникулы Январь - 1. Каникулы - совместный отдых детей и родителей 2. Встреча с родительским комитетом по вопросу организации ремонта кабинета 3. Индивидуальные консультации Февраль - 1. РС «Слагаемое семейного счастья» 2. Индивидуальные консультации Март - 1. Индивидуальные консультации 2. Встреча с родительским комитетом по вопросу организации классного вечера с чаепитием Апрель - 1. Индивидуальные консультации родителей, готовящих классный час «Все профессии нужны, все профессии важны» Май - 1. Итоговое РС – концерт «Наши достижения»
Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса семьи и школы
1. ПРИНЦИП СОГЛАСИЯ Школа - раскрывает цель воспитания Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение Школа – сообщает о функции школы Семья – выражает мнение о продуктивности функций Школа – наделяет семью обязанностями Семья – соглашается создавать необходимые условия Школа – открывает психологию любви Семья – учится искусству любить детей
2. ПРИНЦИП СОПРЯЖЕНИЯ Школа – оповещает о педагогических требованиях Семья – поддерживает требования школы Школа – информирует о ходе развития детей Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания Школа – знакомит с воспитательными замыслами Семья – соглашается содействовать замыслам Школа – предъявляет работу школы Семья – вносит коррективы в семейное воспитание
3. ПРИНЦИП СОПЕРЕЖИВАНИЯ Школа оказывает знаки внимания родителям Семья благодарит и выражает ответное внимание Школа формирует у детей любовь к семье Семья утверждает безусловное уважение к школе Школа знакомит с событиями школы Семья проявляет интерес к жизни всех детей
4. ПРИНЦИП СОПРИЧАСТНОСТИ Школа информирует о нуждах школы Семья оказывает материальную помощь Школа приглашает обсудить проблемы Семья участвует в обсуждении проблемы Школа просит об обеспечении ребёнка Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами
5. ПРИНЦИП СОДЕЯННОСТИ Школа информирует семью о планах работы Семья оценивает влияние школы на детей Школа приглашает принять участие Семья откликается на приглашение, участвует Школа организует общее дело Семья участвует в общих делах
О П А С Н О окружить ребёнка взрослыми людьми настолько, чтобы он не помыслил о своей независимости и формирующейся взрослости
6. ПРИНЦИП МЕРЫ Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа» Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций) Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, нельзя разрушать эту любовь Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления (семьи и школы)
ЖЕЛАЕМ ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!