Индивидуальная дифференцированная работа с учащимися по ликвидации пробелов Гимазетдинова Г.М. Преподаватель ПРЛ
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных, физических, образовательных возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы.
Работа с первокурсниками, поступившими в лицей, начинается с изучения реального уровня их общеобразовательной подготовки. Это позволяет выявить степень обученности и обучаемости первокурсников, развитие их познавательных интересов, сформированность мотивов учения. Анализ реального уровня общеобразовательной подготовки поступивших осуществляется в несколько этапов:
-входной контроль знаний; - промежуточный контроль; - итоговый контроль.
Первый этап включает в себя подготовку к сбору информации о состоянии качества знаний по профилированным для профессионального лицея предметам и профориентационным интересам учащихся. Программа изучения уровня общеобразовательной подготовки учащихся включает: - собеседование, проводимое до поступления с целью выявления профессиональных интересов абитуриентов, а также медико- физиологическая пригодность к профессии; - тестирование по профилированным предметам с целью определения степени обученности, а также возможности обучаться по той или иной профессии; - изучение познавательных интересов учащихся путём анкетирования; - «входной контроль» по всем предметам общеобразовательного цикла.
При поступлении в лицей проводится «нулевой срез» (входной контроль) для определения уровня знаний учащихся, реального уровня их общеобразовательной подготовки.
Входной контроль проводится в форме срезовых контрольных работ по заданиям, составленным преподавателями и согласованными с учебной частью. После проведения входного контроля выявляются слабоуспевающие учащиеся.
Анализ результатов входного контроля даёт возможность преподавателю и мастеру п/о выбрать адекватную методику обучения, сформировать мотивацию учения, назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся.
Причины неуспеваемости: слабое развитие интеллекта, особенности психического развития, отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение, пробелы в знаниях, неразвитость навыков учебного труда, несформированность общеучебных навыков и умений, отрицательное влияние внеучебной среды (семьи, сверстников), недостатки воспитательного влияния педколлектива и группы.
Причинами неуспешности учащихся являются следующие: слабый уровень знаний за курс школы, отсутствие мотивации на учебу, неэффективность индивидуальной работы, несвоевременный контроль со стороны мастера п/о, кл. рук., администрации, несвоевременность выставления оценок в журнал преподавателями и их анализ, что не дает возможности своевременного контроля и принятия мер, иногда отсутствие контакта между мастером и преподавателем, несоблюдение единых требований к учащимся.
В опыте работы НПО и СПО сложилась определённая система работы по ликвидации пробелов знаний учащихся. Система включает в себя следующее: - определение уровня знаний учащихся по материалу основной школы; - определение и работа по формированию общеучебных навыков и умений; - работа по ликвидации пробелов у учащихся (группы учащихся) на занятиях; - повторения с использованием материала основной школы; - осуществление контроля за ликвидацией пробелов у учащихся; - усиление профессиональной направленности на всех занятиях позволяет теснее связать материал общепрофессионального цикла с профессиональной подготовкой учащихся.
Рекомендации: 1. Организовать целенаправленную работу с учащимися, мотивированными на учебу через индивидуальный подход на занятиях, внеаудиторную самостоятельную работу, консультации, работу с родителями. 2. Необходимо создать характеристику неуспевающего учащегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте со всеми участниками образовательного процесса (учащийся, мастер п/о, преподаватель, родители). 3. Педагогам сформировать индивидуальный образовательный маршрут для уч-ся по ликвидации пробелов в знаниях, умениях. 4. МО, РС поставить на контроль работу с учащимися группы риска. 5. Психологам проанализировать и провести беседы с учащимися, имеющими пробелы в знаниях, разработать методические рекомендации педагогам и родителям.
Спасибо за внимание Спасибо за внимание