Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте Тема: Развитие личности дошкольника 1. Эмоциональная сфера 2. Волевая сфера 3. Мотивационная сфера 4.Самосознание
Литература Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : [учебное пособие для вузов]. - Москва : Академический Проект : Трикста, с. Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: «Академия», – 368 с. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, Мир дошкольника : вопросы и ответы / Г. К. Кислица и др.. - Москва : Дрофа, 2002.
Дошкольный возраст 1. Младший дошкольный возраст(3-4 года) 2. Средний дошкольный возраст (4-5 лет) 3. Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Развития личности ребенка к 3 годам: развитие эмоциональной сферы: эмоциональные реакции сначала на желания, затем на трудности развитие самосознания. Этапы: узнает себя в зеркале называет себя по имени в 3 лице появляется местоимение «Я» самооценка «Я-ХОРОШИЙ» самостоятельность «Я-САМ»
«Дошкольный возраст - это период первоначального фактического склада личности». Алексей Николаевич Леонтьев
Новообразования в эмоциональной сфере механизм эмоционального предвосхищения 1. Зарождается и развивается механизм эмоционального предвосхищения – ребенок может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих; Преддошкольный возраст: Действие Оценка Эмоция Дошкольный возраст: Эмоция Действие Оценка (эмоциональный образ)
структура эмоциональных процессов 2. Изменяется структура эмоциональных процессов - в структуру эмоциональных процессов помимо вегетативных и моторных компонентов входят теперь активно развивающиеся психические процессы (воображение, мышление, речь и др.); круг эмоций и чувств ребенка 3. Расширяется круг эмоций и чувств ребенка – появляются и развиваются -нравственные (сочувствие, сопереживание, чувство долга и др.), -интеллектуальные (любознательность, удивление, радость открытия, недоумение и др.), -эстетические (смех, вызываемый произведениями искусства комедийного характера, опрятность в одежде, во время рисования и др.) -практические (чувство успеха, неудачи, удовлетворенности и др.) чувства.
Воля- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели Дошкольник овладевает следующими компонентами волевой сферы: -целеполаганием, -планированием деятельности, -самоконтролем.
соподчинение мотивов. Главное новообразование в мотивационной сфере – соподчинение мотивов. Мотивы, наиболее значимые для дошкольника: - интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности; -стремление быть как взрослый; -стремление к самоутверждению и признанию; -стремление поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность; -стремление получить поощрение; -нравственные мотивы.
Условия развития нравственных мотивов у дошкольника усвоение нравственных норм; высказывание нравственных оценок; упражнения в нравственных поступках, постановка в ситуацию морального выбора.
Формирование самосознания – центральное новообразование дошкольного возраста. Самосознание – Формирование самосознания – центральное новообразование дошкольного возраста. Самосознание – это осознание человеком самого себя (своих физических(телесных), душевных возможностей и качеств, своего места среди других людей) Компоненты самосознания когнитивный эмоциональный волевой самопознание самоотношение саморегулирование самооценка
Сравнение самосознания в младшем и старшем дошкольном возрасте