Методический совет Семинар на тему : « Работа с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися »
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости: Физиологические; » Психологические; Социальные.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы: Недостатки познавательной деятельности Недостатки познавательной деятельности Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка
Несформированность приемов учебной деятельности Усвоение материала происходит без предварительной логической обработки. Работа в основном происходит интуитивно. Усвоение материала происходит без предварительной логической обработки. Работа в основном происходит интуитивно.
Рекомендации учителю: Перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы. Использовать такие приемы смысловой обработки, как : выделение опорных пунктов / план, схема и др./
Недостатки развития психических процессов Недостаточное развитие мышления, памяти, внимания Недостаточное развитие мышления, памяти, внимания
Рекомендации учителю: Необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций : абстрагирование, анализ, сравнение и др.
Неадекватное использование ребенком своих индивидуально- типологических особенностей Ученики со слабой нервной системой, устающие от длительной напряженной работы. Эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал.
Рекомендации учителю: Необходимо формировать индивидуальный подход к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ. Давать больше времени для ответов у доски, помогать излагать материал. Использовать плакаты, наводящие вопросы. Путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах. Желательно чтобы ответы таких учеников были письменные, а не устными.
Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Мотивация учения Младший школьный возраст Интерес к творческим играм на сюжеты из книг, кинофильмов Средний школьный возраст Стремление к самовыражению, проявляет интерес к способам приобретения знаний Старший школьный возраст Избирательность познавательной мотивов, связанных с выбором будущей профессии
Общие рекомендации учителю: Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха с одной стороны и развитие учебных достижений с другой.Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха с одной стороны и развитие учебных достижений с другой. Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес, необходимо развивать ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: подбор специальных заданий, позволяющих проявлять инициативу и творческий подход, фантазию.Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес, необходимо развивать ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: подбор специальных заданий, позволяющих проявлять инициативу и творческий подход, фантазию. Разработка системы творческих классных и домашних заданий.Разработка системы творческих классных и домашних заданий. Использовать на уроке свой практический опыт, приводить примеры из жизни.Использовать на уроке свой практический опыт, приводить примеры из жизни. Полезно поощрять, отмечать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности.Полезно поощрять, отмечать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности. Подробное обоснование поставленной оценки, а так же выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.Подробное обоснование поставленной оценки, а так же выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику. Формирование учебных интересов: дополнительный развивающий материал, наглядность.Формирование учебных интересов: дополнительный развивающий материал, наглядность.
Гиперактивные дети (синдром дефицита внимания). Принципы работы. Чрезмерная активность учащихся, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения на чем-либо.
Ученики с синдромом дефицита внимания имеют следующие симптомы: Симптомы невнимательности: -Не способен удерживать внимание на деталях из-за небрежности, допускает ошибки; -Не слушает обращенную к нему речь; -Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задания; -Легко отвлекается на посторонние стимулы. Симптомы гиперактивности и импульсивности: - Часты беспокойные движения в кистях и стопах; -Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем- либо; -Часто бывает болтливым; -Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Рекомендации учителю: Работу с гиперактивным учеником строить индивидуально. По возможности игнорировать вызывающие поступки ученика и поощрять хорошее поведение; Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физ. трудом, спорт. упражнения. Задания предлагаемые на уроке писать на доске. Предоставлять ученику возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
Пути устранения неуспеваемости. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие: Педагогическая профилактика.Педагогическая профилактика. Педагогическая диагностика.Педагогическая диагностика. Педагогическая терапия.Педагогическая терапия. Воспитательное воздействие.Воспитательное воздействие.
Профилактика неуспеваемости Этапы урока Акценты в обучении В процессе контроля за подготовленностью уч-ся Контролировать усвоение вопросов вызывающих затруднения; Анализировать и систематизировать ошибки; Контролировать усвоение материала уч-ми пропустившими предыдущие уроки При изложении нового материала В ходе урока проверять степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке Инструктировать о порядке выполнения работы. Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе. При организации самостоятельной работы вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного. Систематически давать домашнее задание по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке В процессе контроля за подготовленностью уч-ся Создание атмосферы особой доброжелательности пи опросе. Предложения уч-ся примерного плана ответа. Стимулирование оценкой, подбадриванием. похвалой При изложении нового материала Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими уч. материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке Разбивка заданий на дозы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Напоминание приема и способа выполнения задания. Ссылка на правила и свойства. Которые необходимы для выполнения задач При организации самостоятельной работы вне класса Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций.
Педагогическая диагностика Систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником, проведение тестов.
Педагогическая терапия Меры по устранению отставаний в учебе /дополнительные занятия/. Преимущество последних в том, что занятия в них проводятся с подбором групповых и индивидуальных средств обучения, а так же увеличение количества времени для изучения материала.
Воспитательное воздействие Индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Спасибо за внимание !