Составитель: воспитатель высшей категории Слаутина Ю.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Невербальные средства общения. Общение вербальное общение вербальное невербальное словесное мимика жесты интонации мимика жесты интонации.
Advertisements

Классный час- практикум : «Урок сотрудничества». Классный руководитель 8б класса РМОУ Сокурская СОШ Сидорова Ю.В.
Невербальные способы указания на ошибки речи студента На уроках английского языка.
Формирование выразительности речи через неречевые средства (мимика, жесты). Погодина Елена Михайловна Учитель-логопед.
Мимика лица.
Подготовили студенты 3 курса группы ОБ 13-7 ИГСУ ГМУ РАНХиГС Мелёхин Никита Александрович Соловьёва Мария Сергеевна.
Зачетная работа 1 по риторике на тему: Несловесное общение Выполнила: ученица 7 «б» класса Правдина Ксения Павловна Учитель:Горбачева Марина Юрьевна.
1 Подготовила: Умярова Г. А. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
Невербальные средства общения Презентацию подготовили педагоги- психологи Ахромеева Н.Н. и Рюмина И.К., 2006.
Невербальное общение : язык жестов Презентацию выполнила студентка группы Д – 11 з Прошина Марина Тамбов 2016.
Тема: «Поза, мимика, жесты как выражение позиции человека в процессе общения»
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Тема: «Поза, мимика, жесты как выражение позиции человека в процессе общения»
Мимика МИМИКА - (Гр. mimikos подражание), выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Потенциал современного урока в интеллектуальном и нравственном развитии учащегося. Способы достижения максимальной эффективности.
Морщинки около глаз Глаза прищурены Щеки приподняты Уголки губ приподняты.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ
У Вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Всем известно правило 90/90 – то есть 90% информации о ком - либо складывается в.
Морщинки около глаз Глаза прищурены Щеки приподняты Уголки губ приподняты Если человек улыбается, но нет морщинок около глаз, значит улыбка фальшивая.
Транксрипт:

Составитель: воспитатель высшей категории Слаутина Ю.Б.

Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон Выразительность – важное качество речи. Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи, как средства общения, в ней проявляется субъективное отношение ребёнка к окружающему. В результате эволюции человека за определёнными ощущениями и чувствами закрепились характерные моторные «выражения». Моторный компонент обязателен при любом эмоциональном состоянии.

Определить особенности проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Жесты и мимика трактуются, как неречевые средства выразительности. Они выполняют в речи две функции: 1) восполняют языковой эллип, когда можно «сказать» без слов; 2) способствуют достижению однозначности коммуникации, точности и выразительности речи.

Неречевые средства играют огромную роль в общении, так как чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего проанализировать его неречевое поведение. Главный показатель чувств – мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ). Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Посредством мимики говорящий передаёт эмоции, подчёркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), выделяет ритмику звучания.

Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность это помогает сосредоточиться на том, что он говорит. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то посмотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он ещё не закончил говорить. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом: Удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; Страх – приподнятые и сведённые над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; Гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой; Печаль – брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены; Счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Жесты – движение рук – очень сильное выразительное средство. Жестом можно многое сказать и без слов. Быстрая чрезмерная жестикуляция создает впечатление того, что человек размахивает руками, и тем самым затрудняет восприятие не только жеста, но и слова. Лишние жесты – это сор, это грязь, это пятна, – считал К.С. Станиславский. Выверенный, точный жест усиливает воздействие слова, помогает понять смысл фразы, приоткрывает ее подтекст, уточняет значение слов-указателей места (там, туда, оттуда и т.п.), эмоциональное состояние говорящего, его намерения. Язык жестов – один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы выразить своё отношение к сказанному.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Наблюдая за выступающими по телевидению, обратите внимание, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Эмоциональные жесты – это жесты, передающие различные оттенки чувств (волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, огорчение, недоразумение, растерянность, смятение). Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь подобное. Указательный жест – это жест, с помощью которого говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место (наряду, сверху, там), подчеркивает порядок движения (по очереди, через одного). Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела подобное. Некоторые указательные жесты условны. Указательный жест рекомендуется использовать в исключительных обстоятельствах, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указывать. Если не хватает слов, чтобы полностью передать представление. Если одних слов недостаточно по каким причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); Если необходимо усилить впечатление и повлиять на слушателя дополнительно и наглядно. Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя язык слов подменять жестами. Изобразительные жесты применяются в случаях:

К символическим жестам относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям. Например, поклон как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, словно обнимает сидящих в зале. Открытые жесты – это жесты искренности и открытости. Они могут сопровождаться приложением ладоней к груди или поднятие плеч. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, и наоборот, когда чувствуют свою вину, прячут их в карманы или за спину. Жесты защиты – это жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации. Например, руки, скрещенные на груди, собеседник принял защитную позицию. Поэтому если мы видим такой жест, необходимо пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает убегать от обсуждения. Жесты оценки имеют отношение к задушевности и мечтательности. Например, жест «рука на щеке» означает, что человек погружен в размышления. Жест критической оценки (рука возведена в лицо, подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные ниже рта) означает, что человек слегка скептически относится к тому, что происходит в данный момент (позиция «подождем-посмотрим»)и т.д. Жесты подозрение и скрытности часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей. Например, жест «рука прикрывает рот» перед или во время высказывания человек хочет скрыть свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону означает недоверие и т.д. Жесты доминантности – подчиненности Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль.

Чтобы читать тексты перед детской публикой, недостаточно научиться изображать различные оттенки эмоций, активно жестикулировать и звучно разговаривать. Выразительное чтение получится только в том случае, если технические навыки вы дополните умением глубоко чувствовать произведение.

1. Подготовка к выразительному чтению начинается со знакомства с текстом. Чтобы транслировать через себя мысли автора и эмоции героев, нужно прочувствовать их в полной мере. Разберитесь в сюжете произведения, уясните для себя логические связи. После этого подумайте о мотивах поступков героев, об их чувствах, переживаниях. Для создания более точного представления о тексте можно выяснить, в каких обстоятельствах оно создавалось, что при этом пережил автор. Только имея максимально полное представление о стихотворении, рассказе или пьесе, вы сможете передать созданные автором образы юным слушателям.

2. Распечатайте отрывок текста, который будете читать вслух. В зависимости от сюжета выберите темп и ритм чтения. Расставьте в тексте паузы. Логические паузы необходимы там, где стоят знаки препинания, благодаря им высказывание становится законченным. Пауза после запятой должна быть короче, чем после точки или многоточия. Другим символом пометьте расположение психологических пауз. Они помогают чтецу выделить значимые части фразы или предложения. Вы сможете выделить фразу, сделав паузу перед ней или после нее. Такой же прием выразительности перед или после предложения привлечет внимание к сути всего предложения целиком.

3. Чтобы суметь использовать средства выразительного чтения, нужно научиться правильно дышать. Существуют различные техники обучения, которые желательно осваивать под руководством преподавателя сценической речи или ораторского искусства. Вы можете попытаться самостоятельно регулировать объем и равномерность вдохов и выдохов. Вдох делайте во время паузы. Благодаря постоянной практике вы научитесь делать достаточно глубокий вдох, чтобы кислорода хватило до следующей паузы. Во время первых упражнений не старайтесь искусственно «дотянуть» до паузы – такие усилия лишь искажают голос. Набрав воздуха, выдыхайте его равномерно, без резких толчков.

4. Основные инструменты выразительного чтения – сила голоса и интонация. Прочувствовав мысль и эмоцию, которую вы выражаете, вы сможете определить, когда нужно говорить громче, а когда – переходить на шепот. Когда стоит улыбнуться, а когда – добавить в голос отстраненности. В произведении, в котором есть авторская речь, часто присутствуют прямые указания на повышение или понижение тона героя и его переживания. Вам достаточно следовать им без излишней драматизации, театральности. Наибольшей выразительности вы добьетесь, когда научитесь эмпатии, то есть сопереживанию, пропусканию текста через себя.

5. Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Мимика напрямую соответствует эмоциям, которые чтец испытывает во время выступления. Дополнительно «играть лицом» не стоит, если вы не учились актерскому мастерству – так вы не сможете сосредоточиться непосредственно на голосе. К тому же, велик риск испортить впечатление от чтения неуместной гримасой. 6. Если во время эмоциональной речи вы используете жесты, потренируйтесь перед зеркалом. Прочтите монолог, двигаясь так, как вам привычно. Посмотрите, не является ли жест дубликатом интонационного выделения фразы. Не противоречит ли он тексту в эмоциональном плане. Не отвлекает ли размашистая жестикуляция от сути произведения. Если вам сложно оценить себя в зеркале, попробуйте записать свое выступление на видео.

Рассмотрите портреты. По выражению лиц определите настроение и характер изображенных людей.

Один из партнеров изображает на лице какую-либо эмоцию (живая скульптура), а второй пытается ее угадать и при этом описывает выражение лица своего партнера. В случае неправильного ответа угадывающий, как скульптор, вносит изменения, предлагая партнеру изменить положение каких-либо частей лица в соответствии со своим представлением о названной эмоции, и вновь описывает лицо. Затем партнеры меняются ролями.

Рассмотрите картину и расшифруйте значение каждого жеста. Воспроизведите выражение лица и позу изображенного на картине человека. Что вы почувствовали ?

Горбушина Л.А. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста» - Москва, Просвящение,1983 год Лабунская В.А. «Невербальное поведение» - Ростов - на -Дону, 1986 год Пиз А. «Язык телодвижений» – Нижний Новгород:Ай Кью, 1992 год