Памятник лягушке в Киеве. Среда обитания, внешнее строение и строение скелета амфибий «Лягушка – это символ чистоты. Она живет только в чистых местах.»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по биологии (7 класс) по теме: Презентация к уроку "Внешнее строение и места обитания земноводных"
Advertisements

1.Жаба 2.Саламандра 3.Тритон 4.Лягушка Сравнительная характеристика сред обитания Характеристика среды обитания ВодаСуша 1. Плотность средыВысокаяНевысокая.
Класс Земноводные Общая характеристика. Особенности внешнего строения и скелет.
Класс Земноводные Общая характеристика. Среда обитания и строение тела земноводных.
МОУ Заболотовская СОШ Учитель биологии Коленова Ю.Н.
Среда обитания Природоведение 5 класс. СРЕДА ОБИТАНИЯ – комплекс окружающих условий (факторов среды), влияющих на жизнедеятельность организмов.
Общая характеристика, внешнее строение земноводных Разработал: Учитель биологии МОУ «Первомайская СОШ» Истринского района, МО Лесонен Петр Петрович.
Разработала: учитель биологии МБОУ СОШ 2 Ткаченко С.Н.
В Киеве в Сорбонне в Бостоне Обитают на суше и в воде Обитают на суше и в воде Части тела: голова, туловище, конечности Части тела: голова, туловище,
Тест по теме «Приспособления земноводных для жизни на земле и на суше» Вариант 1. Поставь +, если предложение правильное и -, если неверное. 1. у лягушек.
БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС. Земноводные первая небольшая по числу видов (2,1 тыс.) группа позвоночных животных, освоившая наземную среду, но сохранившая тесную.
Передние конечности Задние конечности Туловище Голова Внешнее строение лягушки озёрной.
Программированный опрос 1.Группа животных, главным признаком которых является наличие хорды на какой-либо стадии развития Подтип Позвоночные 2. Представители.
Домашнее задание: §24, вопросы после параграфа. Автор: учитель биологии МБОУ ООШ п. Туголесский Бор Солдакова Марина Александровна.
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ Среда обитания и внешнее строение лягушки.
Тесты по теме «Земноводные». К какому классу относят животное, изображенное на рисунке? 1)Пресмыкающиеся 2)Костные рыбы 3)Млекопитающие 4)Земноводные.
§ 45. Опорно-двигательная система птиц 7 класс биология.
Амфибии – первые наземные позвоночные животные – представляют собой промежуточное звено между типично водными организмами – рыбами и подлинно сухопутными.
Земноводные - амфибии Отряд БЕСХВОСТЫЕ лягушки, жабы, квакши, жерлянки, шпорцевые лягушки, пипы Отряд ХВОСТАТЫЕ, 340 видов - тритоны, саламандры, амбистомы.
ТЕСТОВАЯ РАБОТА ЗЕМНОВОДНЫЕ. I. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ 1. Лягушки дышат 1) трахеями 2) кожей и жабрами 3) кожей 4) лёгкими.
Транксрипт:

Памятник лягушке в Киеве

Среда обитания, внешнее строение и строение скелета амфибий «Лягушка – это символ чистоты. Она живет только в чистых местах.»

ЦЕЛЬ: Выяснить, как земноводным удалось кроме водной среды занять еще и наземно-воздушную. Для этого эволюции предстояло решить ряд проблем. Перечислите их.

Дыхание в воде и на суше Дыхание в воде и на суше Проблема высыхания Проблема высыхания Возросшее действие силы тяжести Возросшее действие силы тяжести Изменение характера передвижения Изменение характера передвижения Размножение на суше или в воде? Как оплодотворяться? Необходимые способы защиты яиц от высыхания? Размножение на суше или в воде? Как оплодотворяться? Необходимые способы защиты яиц от высыхания? Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние. Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние. Перенесение неблагоприятных условий окружающей среды. Перенесение неблагоприятных условий окружающей среды.

План урока: СИСТЕМАТИКА СИСТЕМАТИКА СРЕДА ОБИТАНИЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ ПОКРОВЫ ТЕЛА ПОКРОВЫ ТЕЛА СКЕЛЕТ СКЕЛЕТ МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА ЗЕМНОВОДНЫХ ЗЕМНОВОДНЫХ

Систематика Тип Хордовые – Chordata Тип Хордовые – Chordata Подтип Позвоночные или черепные – Vertebrata Подтип Позвоночные или черепные – Vertebrata Надкласс Четвероногие – Tetrapoda Надкласс Четвероногие – Tetrapoda Класс Амфибии – Amphibia Класс Амфибии – Amphibia Отряд Бесхвостые – Anura (Ecaudata) Отряд Хвостатые – Urodela (Caudata) Отряд Безногие – Apoda. Отряд Бесхвостые – Anura (Ecaudata) Отряд Хвостатые – Urodela (Caudata) Отряд Безногие – Apoda.

У них можно различить 40% признаков рыб и 60% признаков амфибий (земноводных) У них можно различить 40% признаков рыб и 60% признаков амфибий (земноводных)

С.126 – Расскажите об образе жизни

Характеристика среды обитания ВОДАСУША Плотность среды ( сопротивление движению) Высокая Невысокая Доступность кислорода Количество кислорода, растворённого в воде, относительно невелико Кислород – составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна. Вес тела в среде Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой Вес тела в полной мере определяется силой тяжести Испарение с поверхности Испарения нет, избыток влаги Существенное испарение, особенно при высокой температуре. Температурный режим Колебания температуры в ограниченных режимах Существенные колебания температуры как в течение суток, так и в разные сезоны года Прозрачность среды ( видимость ) Небольшая Большая

Признак РыбыЗемноводные Среда обитания водная водная, наземно-воздушная Симметрия тела билатеральная Части тела голова, туловище, хвост голова, туловище, конечности Органы передвижения плавники передние и задние конечности

Покровы тела с.127 Внешнее строение с Перечислите приспособления

Бактерицидность ( ядовитость)

Приспособления к обитанию в водной среде Приспособления к обитанию в наземно- воздушной среде 1. Плавательная перепонка между пальцами (на задней конечности ) 1. Наличие конечностей наземного типа 2. Обтекаемая форма тела, уплощенная в спинно- брюшном направлении 2. Уплощенная форма тела 3. Тело покрыто голой кожей со слизью, уменьшающей трение о воду 3. Тело покрыто слизью, предотвращающей высыхание тела (организма) 4. Глаза и ноздри, способные закрываться, находятся на возвышенностях головы 4. Глаза имеют веки и слезные железы 5. Барабанные перепонки отделяет от внешней среды полость среднего уха

«Лягушка в молоке» (басня) «Две лягушки и горшок с молоком» (притча) А правда ли это? МИНУТКА МУДРОСТИ

Лягушка в молоке Лягушка глупая тайком однажды в кринку с молоком, не к молоку имея страсть, а просто сдуру забралась. Обратно стала вылезать, пытаясь кринки край достать – не тут-то было: высоко и дотянуться нелегко. Ей бы подпрыгнуть, да никак: нужна опора для прыжка. А под ногами глубоко, и всё – сплошное молоко... Лягушка в панике – как быть? – и ну отчаянно лупить по молоку, что было сил; но сколько б ты его ни бил, а нет опоры для прыжка, и воля так же далека, как и была... Вдруг, под ногой она нащупала густой комочек масла - вот дела! – и с новой силой начала лупить его, пока комок не превратился в островок. Опора зыбкая, но всё ж он для прыжка вполне пригож. Находка к стати ей пришлась: лягушка кое-как спаслась! *** А вот и первая мораль: куда попало не влезай! А если лезешь, надо знать, как после будешь вылезать. Другая всем и так видна: любое горе – не беда, когда не опускаешь рук. И выход сам найдётся вдруг! Басня Эзопа

Скелет лягушки С. 128

Подпиши названия костей Рис.134

кисть череп лопатка предплечье плечо Позвоночник ( сросшиеся хвостовые) голень бедро стопа тазовый пояс

1 2

Дополни перечень

Подвижное сочленение черепа и позвоночника 4 отдела позвоночника Пояса 4-х конечностей Нет ребер и грудной клетки Плавательная перепонка между пальцами Обтекаемая форма тела Голая кожа со слизью Глаза и ноздри, способны закрываться, находятся на возвышенностях головы Наличие конечностей наземного типа Уплощенная форма тела Глаза имеют веки и слезные железы Слизь предотвращает высыхание Барабанные перепонки отделяет от внешней среды полость среднего уха Плечевой пояс (лопатка,ключица, коракоиды, грудина) Тазовый пояс - две кости присоед. к крестцу)

Сравни

Сравни Вывод: Мышечная система сложнее – обеспечивает более сложные движения

Приспособления к обитанию в водной среде Приспособления к обитанию в наземно- воздушной среде 1. Плавательная перепонка между пальцами (на задней конечности ) 1. Наличие конечностей наземного типа 2. Обтекаемая форма тела, уплощенная в спинно-брюшном направлении 2. Уплощенная форма тела 3. Тело покрыто голой кожей со слизью, уменьшающей трение о воду 3. Тело покрыто слизью, предотвращающей высыхание тела (организма) 4. Глаза и ноздри, способные закрываться, находятся на возвышенностях головы 4. Глаза имеют веки и слезные железы 5. Барабанные перепонки отделяет от внешней среды полость среднего уха

Выбери лишний рисунок ОБЪЯСНИ

Предостерегающая окраска, а не покровительственная

ВЫБЕРИТЕ ЦИФРЫ ВЕРНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ 1. Земноводные – это наземные позвоночные 1. Земноводные – это наземные позвоночные 2. Кожа голая с большим количеством желёз 2. Кожа голая с большим количеством желёз 3. Органом передвижения являются плавники 3. Органом передвижения являются плавники 4. Глаза защищены подвижным веком. 4. Глаза защищены подвижным веком. 5. В позвоночнике есть 1 шейный, 7 грудных, 1 крестцовый и хвостовой отделы 5. В позвоночнике есть 1 шейный, 7 грудных, 1 крестцовый и хвостовой отделы 6. Орган передвижения передние и задние конечности 6. Орган передвижения передние и задние конечности 7. Тело покрыто чешуей 7. Тело покрыто чешуей 8. Орган слуха отсутствует 8. Орган слуха отсутствует 9. На задних конечностях есть плавательная перепонка 9. На задних конечностях есть плавательная перепонка 10. Череп подвижен 10. Череп подвижен

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 2,4, 5,6, 9,10 ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 2,4, 5,6, 9,10 За каждый правильный ответ 1 балл За каждый правильный ответ 1 балл

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 34, вопросы 1-7 устно с.128 Параграф 34, вопросы 1-7 устно с.128 Составь синквейн Составь синквейн Творческое: найти сказки, приметы, легенды о земноводных и объясните с научной точки зрения Творческое: найти сказки, приметы, легенды о земноводных и объясните с научной точки зрения

Земноводные. Земноводные. 2. Голые, влажные. 2. Голые, влажные. 3. Прыгают, квакают, плавают. 3. Прыгают, квакают, плавают. 4. Среды обитания водная, наземно-воздушная 4. Среды обитания водная, наземно-воздушная 5. Амфибии. 5. Амфибии.