Молодежная политика Тенденции, цели, задачи и механизмы
Численность молодежи по возрастам в 2012 и 2025 гг.
Прирост (+) или убыль (-) молодежи в соответствующем возрасте в 2025 г. по сравнению с 2012 г.
Доля молодежи в населении Германия – 15,9% Испания – 17% Финляндия – 18,6% Индия – 70% Китай – 28% Россия – 2012 г. – 24,5% Россия – 2025 г. – 17,9%
Численность экономически активного населения в возрасте лет и населения в возрасте лет, млн. человек
Численность и удельный вес молодежи в регионах России Субъект РФ Численность молодежи лет, чел. Население Удельный вес молодежи Численность молодежи лет, чел. Население Удельный вес молодежи Белгородская область ,08% ,03% Брянская область ,00% ,78% Владимирская область ,90% ,04% Воронежская область ,16% ,54% Ивановская область ,10% ,84% Калужская область ,04% ,65% Костромская область ,35% ,72% Курская область ,00% ,55% Липецкая область ,71% ,06% Московская область ,15% ,10% Орловская область ,98% ,34% Рязанская область ,53% ,62% Смоленская область ,68% ,71% Тамбовская область ,48% ,11% Тверская область ,92% ,06% Тульская область ,98% ,17% Ярославская область ,05% ,83% г. Москва ,96% ,42%
Численность и удельный вес пенсионеров (старше 65 лет) в населении регионов России Субъект РФ Пенсионеры Удельный вес пенсионеров Пенсионеры Удельный вес пенсионеров Белгородская область ,34% ,81% Брянская область ,50% ,91% Владимирская область ,90% ,50% Воронежская область ,05% ,90% Ивановская область ,07% ,96% Калужская область ,61% ,72% Костромская область ,15% ,38% Курская область ,22% ,20% Липецкая область ,82% ,07% Московская область ,82% ,14% Орловская область ,70% ,38% Рязанская область ,43% ,45% Смоленская область ,07% ,10% Тамбовская область ,95% ,43% Тверская область ,39% ,20% Тульская область ,54% ,98% Ярославская область ,77% ,17% г. Москва ,36% ,61%
Финансирование молодежной политики и оздоровления детей
Расходы федерального бюджета на молодежную политику и оздоровление детей
Бюджетные расходы на молодежную политику в регионах России 2012 г. Субъект Федерации Расходы на МПи ОЗРасходы бюджета Доля расходов на МП в РБ Численность молодежи Расходы на 1 человека лет, руб. Республика Башкортостан ,86536E+110,74% Республика Бурятия ,47% Республика Дагестан ,54% Кабардино-Балкарская Республика ,52% Республика Калмыкия ,71% Республика Карелия , ,45% Республика Коми , ,47% Республика Марий Эл , ,66% Республика Мордовия ,32% Республика Северная Осетия- Алания ,71% Республика Татарстан (Татарстан) ,43102E+110,75% Республика Тыва ,40% Удмуртская Республика ,42% Республика Ингушетия ,39% Чувашская Республика-Чувашия ,40%
Бюджетные расходы на молодежную политику в регионах России Ростовская область ,80322E+110,48% Рязанская область ,39% Саратовская область ,02629E+110,67% Сахалинская область , ,41% Свердловская область ,47279E+110,75% Смоленская область ,78% Тамбовская область ,32% Томская область ,77% Тюменская область ,17905E+110,84% Тульская область , ,54 0,94% Ульяновская область ,47% Челябинская область ,61034E+110,78% Ярославская область , ,77% г.Санкт-Петербург ,64558E+110,75% г.Москва ,80036E+120,68% Республика Адыгея (Адыгея) ,77% Республика Алтай , ,65% Республика Хакасия , ,21 0,79% Еврейская автономная область ,58% Субъект РФ
Таможенный союз и рост численности студентов из Казахстана и Беларуси в российских вузах
Российские студенты в зарубежных вузах, тыс. чел.
Доля молодежи лет в общей численности занятых и безработных по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %
Правонарушения молодежи
Численность молодежи лет, пробовавшей и потребляющей наркотики, млн. человек Создание ФСКН
Возрастная структура регулярно (с разной частотой) потребляющих наркотики среди молодежи лет
Распространенность табакокурения в молодежной среде (по данным обследования курения табака в России, 2012 г.), %
Численность и удельный вес курящих в возрастной группе лет
Вызовы молодежной политики снижение человеческого капитала молодежи и нации в целом; усиление дифференциации человеческого капитала молодежи по территории страны, криминализация молодежной среды в регионах с молодежной безработицей; рост потребления наркотиков и алкоголя, сохранение на высоком уровне табакокурения; рост националистических и ксенофобских настроений в обществе (не только среди молодежи); рост экстремистской деятельности молодежных групп, повышение угрозы массовых беспорядков; усиление противостояния местной молодежи и приезжей молодежи, прежде всего, в регионах и городах с дефицитом рабочих мест. рост негативного отношения молодежи более развитых регионов к молодежи слаборазвитых регионов и наоборот (формирование представления о молодежи «первого» и «второго» сортов или рост таких представлений); рост заболеваемости молодежи, снижение общего уровня здоровья молодого поколения, снижение продуктивности молодежи как экономической (производительность труда), так и в воспроизводстве населения, рост врожденных заболеваний у детей, связанный с распространением вредных привычек у их матерей и отцов (наркомания, токсикомания, курение); отток образованной молодежи на работу в развитые страны, замена их на российском рынке труда дешевыми трудовыми ресурсами из ближнего зарубежья с низким уровнем образования и квалификации.
Цели и задачи молодежной политики Конечная цель государственной молодежной политики на средне- и долгосрочную перспективу является создание условий для роста человеческого капитала молодежи для обеспечения экономического роста и повышения конкурентоспособности России в мире. Образование создание системы послешкольной «доводки» выпускников школ с низкими баллами ЕГЭ (равный старт в профессиональном образовании); повышение доступности качественного среднего профессионального и высшего образования (разработка инструментов молодежной политики, обеспечивающих поддержку молодежи лет в выборе профессии, создание условий для молодежи из сельской местности, малых городов и отдаленных территорий в доступе к качественному образованию, в ликвидации пробелов в общем образовании и т.п.); повышение профессиональных компетенций молодежи лет, вовлечение молодежи указанных возрастов в систему непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, социального образования;
Цели и задачи молодежной политики Трудоустройство поддержка миграции молодежи из трудоизбыточных или депрессивных регионов в труде недостаточные регионы, в частности, создание систем информирования молодежи о возможностях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации (создание молодежной системы трудоустройства и поддержки занятости, включая юридическое консультирование) повышение образовательной и трудовой миграции молодежи Здоровый образ жизни создание системы пропаганды здорового образа жизни для молодежи, учитывающей особенности поведения и восприятия молодежью разных возрастов информации (юношеский негативизм, отторжение ценностей взрослых и одновременно подражание взрослым привычкам, стремление выделяться из толпы и одновременно слиться с референтной группой; разработка программ психологической поддержки взросления для тилетних); - проведение работы по снижению вовлеченности молодежи в потребление наркотиков, алкоголя и психотропных веществ, в табакокурение (разработка инструментов и программ, обеспечивающих позитивную социализацию молодежи, прежде всего, лет и лет, обеспечение профилактики наркомании, токсикомании, табакокурения, особенно в возрастах лет, повышение степени информированности молодежи о вреде и последствиях указанных действий, обеспечение более полного учета молодых людей, пробующих и потребляющих наркотики, психотропные средства, алкоголь, создание независимой системы социологического мониторинга, др.)
Цели и задачи молодежной политики Финансирование обеспечение снижения межрегиональной дифференциации в финансировании молодежной политики, привлечение негосударственных средств (молодежный фандрайзинг), развитие государственно-частного партнерства в финансировании молодежных программ и проектов, в частности, обеспечение государственно- частной поддержки молодежных стартапов. Жилье создание системы поддержки молодежи при аренде или приобретении жилья (например, развитие льготной ипотеки для молодых семей, если один из супругов не старше 30 лет и уровень доходов семьи не выше установленного уровня, развитие системы аренды недорогих доходных домов, меблированных комнат и квартир для молодежи до 30 лет включительно).
Цели и задачи молодежной политики Правонарушения снижение уровня криминализации молодежной среды, прежде всего, организация профилактики правонарушений, прежде всего, в возрастных группах лет и года, обеспечение юридической поддержки молодым людям при совершении ими правонарушений (создание юридических клиник для молодежи и привлечение к работе в них молодых юристов), поддержка волонтерской деятельности молодежи по работе с правонарушениями несовершеннолетних, организация мониторинга молодежных правонарушений для разработки эффективных мер профилактики.
Приоритеты молодежной политики В среднесрочной перспективе приоритетами молодежной политики должны стать: вовлечение молодежи лет в систему непрерывного профессионального образования, гибкая подстройка молодых рабочих и специалистов под потребности изменяющейся экономики (развитие квалификационного потенциала молодежи, актуализация трудовых компетенций и экономических знаний, повышение культуры и дисциплины труда, повышение управленческой и организационной культуры, развитие культуры team building); вовлечение молодежи, особенно приезжих из других регионов России и молодых мигрантов из стран СНГ, в систему социального образования (освоение региональных законов, культурных традиций, русского языка (в случае мигрантов), особенностей бытовой культуры, религиозных отправлений); организация профориентации молодежи лет; организация сертификации самостоятельно полученных знаний молодежью лет; организация работы по сохранению здоровья молодого поколения (по этому показателю Россия существенно отстает от развитых стран: необходима борьба с наркоманией, таксикоманией, табакокурением, ВИЧ и другими тяжелыми инфекциями в возрастных группах лет); развертывание мониторинга здоровья молодого поколения; развертывание мониторинга правонарушений молодежи 14-17, лет; снижение региональной дифференциации в бюджетном финансировании молодежной политики не менее чем в 3 раза.
Инструменты молодежной политики Для обеспечения решений поставленных задач в среднесрочной перспективе необходимо: обеспечить развитие кадрового потенциала молодежной политики, в том числе: разработать федеральный государственный образовательный стандарт и образовательные программы по менеджменту в сфере молодежной политики (бакалавриат и магистратура), экономике молодежных организаций (бакалавриат) и др.; обеспечить повышение квалификации всех занятых в сфере молодежной политики не реже 1 раза в 3 года (повышение квалификации специалистов должно включать в себя, как минимум, изучение экономических, управленческих, социологических, политологических, юридических, педагогических, психологических (возрастная психология, социальная психология) дисциплин); обеспечить формирование управленческого резерва на федеральном и региональном уровнях в сфере молодежной политики;
Инструменты молодежной политики обеспечить участие представителей Росмолодежи, региональных и негосударственных молодежных организаций в разработке законодательных актов и нормативно-правовых документов, имеющих прямое или косвенное отношение к развитию молодежи и учету ее интересов (демографическая политика, образовательная политика, политика в сфере охраны здоровья, пенсионная реформа, культурная политика, семейная политика, жилищная политика, миграционная политика, политика в сфере труда и занятости, государственно-частное партнерство, развитие физкультуры и спорта и др.); обеспечить развитие консультационных центров и центров по работе с молодежью во всех субъектах Федерации; создать систему информационной поддержки реализации молодежной политики (базу данных молодежных проектов и программ с открытым доступом); создать систему информационной и юридической поддержки трудоустройства молодежи (особенно актуально для высокодотационных регионов России или районов со слабой дифференциацией производства); создать систему поддержки образовательной и трудовой миграции молодежи (по типу больничных касс в Германии).