Начинаем наш урок. Будь внимателен, дружок, Буквы правильно пиши, Думай, думай, не спеши. Товарищам помогай И «пятёрку» получай!
Сказка « Морфемы в стране чудес»
Проверь себя! Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? В чем отличие корня от других морфем? Что такое однокоренные слова? Что такое приставка, суффикс? Что такое основа слова? Что такое окончание?
– чтобы правильно писать слова; – чтобы правильно употреблять слова; – чтобы удивляться возможностям языка. Для чего нужно знать морфемы?
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей М. Горький.
Вспомним известные вам способы образования слов. Приставжить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти, вуз,КВН
Цели урока: 1)узнать, что такое словообразование; 1)понять, как образуются слова в русском языке; 1)запомнжить основные способы образования слов.
Какова же тема нашего урока? Словообразование. Способы образования слов в русском языке.
1) найти исходное слово или основу слова; 3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначжить ее; 4) сделать вывод. Алгоритм: 1) найти исходное слово или основу слова; 2)выделжить их общую часть; 3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначжить ее; 4) сделать вывод.
1. Приставочный - появление новых слов в результате присоединения к исходному слову приставки. со + ученик соученик (сущ.) пре + большой пребольшой(прил.) пере + бежать перебежать(глагол) от + ныне отныне (наречие)
2. Суффиксальный появление новых слов в результате присоединения к исходной основе суффикса Комнат (а) + -к- комнатка Комнат (а) + -н- комнатный Светлый + -е- светлеть
3. Приставочно- суффиксальный - появление новых слов при помощи присоединения к исходной основе приставки и суффикса. при+школ(а) +н(ый) пришкольный за + сол(жить) + к засолка
4. Сложение -объединение исходных частей слов с помощью соединительных гласных о, е или без них. сталь + е + варжить сталевар нов(а я)+ о + стройка новостройка стен(на я) + газета стенгазета
. Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Приморский, пришкольный, загородный.
Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Задание по вариантам: понаблюдайте за строением слов 1 в – мясорубка, кофемолка; 2 в – лесоруб, пылесос
Как большой дом превратжить в маленький? Как топор превратжить в рукоятку?
Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним: переносжить, вносжить, выносжить. К каким рисункам они относятся? Какой из глаголов обозначает движение внутрь, какой – движение наружу и какой – передвижение с одного места на другое? Кака я часть слова придает глаголу носжить эти значения?
Тест "Узнай термин" 1. Изменяема я часть слово суффикс, окончание, корень; 2. В ней заключено основное значение однокоренных слов приставка, основа, корень; 3. Все слово без окончания основа, приставка, суффикс; 4. Изучает состав слова синтаксис, морфемика, фонетика.