Урок математики в 5 классе Тема: Правильные и неправильные дроби. Учитель математики Богданова В.Г. Богданова В.Г.
Внимание! Ровно встали, тихо сели, Головами повертели. Очень сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок.
Эпиграф к уроку: "Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле". Лев Николаевич Толстой
Вопросы по домашнему заданию? Проверим 473 с помощью документ- камеры.
Из истории математики.
Выполните задания (устно): 1. Прочитайте дробь. 2. Назовите числитель дроби. 3. Назовите знаменатель дроби. 4. Что показывает знаменатель дроби? 5. Что показывает числитель дроби?
Какая часть фигур заштрихована?(на доске) Сосчитайте, на сколько равных частей разделена фигура. Сосчитайте, сколько равных частей заштриховано. Составьте дробь.
Работа в тетрадях. -Распределите дроби на группы ( по столбикам). -Сколько групп получилось? -По какому принципу выполнено распределение? -Проверим, что получилось?
ТЕМА УРОКА: Правильные и неправильные дроби
Цель урока: Познакомиться с понятиями «правильная» и «неправильная» дробь; упражняться в составлении и записи правильных и неправильных дробей, в изображении их на координатном луче, в сравнении их с единицей. Применять данные дроби в решении задач. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать внимание, терпение, уважительное отношение к окружающим.
1. Какие же дроби называются правильными и какие неправильные? 2. Сравним ваше определение с определением в учебнике на стр. 135
Определения. Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называется правильной. Дробь, числитель которой больше знаменателя или равен ему, называется неправильной.
Назовите правильные дроби и неправильные? (Устно)
Выполните задание в тетрадях (в парах): При каких значениях х дробь правильная, а дробь неправильная?
Проверка: - правильная, если х=1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8. - неправильная, если х=1; 2; 3; 4; 5; 6. Не забываем про листы самооценки, в конце урока их нужно сдать.
Сравним дроби с единицей и сделаем вывод. Один целый пирог разрезали на 8 равных частей. пирога - это часть целого; а т.к. часть всегда меньше целого, то меньше 1. пирога -это весь целый пирог; значит, дробь равна 1. пирога – это больше, чем весь целый пирог; значит, больше 1.
ЗАПИСЫВАЕМ. Какой вывод можно сделать о сравнении с 1 правильных и неправильных дробей: <1; >1; =1.
Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше, выше»
1. ЗАШТРИХОВАТЬ ЧАСТИ ДАННЫХ ФИГУР, РАВНЫЕ УКАЗАННЫМ ДРОБЯМ; 2. СРАВНИТЬ ДРОБИ С ЕДИНИЦЕЙ; 3. ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ДРОБИ; 4. ОДНОМУ УЧЕНИКУ ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ ПРЕДСТАВИТЬ ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ. Работа в группах по заданию в конвертах:
Изображение дробей на координатной прямой. Подумаем, как сравнить правильные и неправильные дроби с помощью координатной прямой с единицей: Давайте послушаем автора приложения к нашему учебнику и сделаем вывод.
Вывод. Правильной дроби соответствует точка, расположенная левее точки с координатой 1, а неправильной дроби соответствует точка, расположенная правее 1 или совпадающая с ней.
Самостоятельная работа. Сравните дроби: 1 вариант 1; 1… 2 вариант 1; 1… 1.
Проверка по эталону: 1 вариант 1; 1> 1< 2 вариант 1; 1< 1.
ОЦЕНКА «5» -ЗА ВСЕ ВЕРНО ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ, «4»- ЗА ЧЕТЫРЕ ВЕРНО ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ, «3» – ЗА ТРИ ВЕРНО ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ. Критерии оценки за работу
П.29. У.474, 478 Т.З. 247 Домашние задание.
Подведение итогов: С какими видами дробей вы сегодня познакомились? Дайте им определение и приведите примеры таких дробей. Сделайте выводы относительно сравнения правильных и неправильных дробей с единицей.
Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей. ( При́тча короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).) Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: А что ты делал целый день? А тот ответил: А я добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: А я принимал участие в строительстве храма! На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед! Вот и вы сделайте верный вывод. Как вы сегодня работали на уроке? И все ли вам понятно?
Релаксация
Спасибо за урок!
Заполните анкету (ответ подчеркните) и вместе с листом самооценки сдайте.
Вопросы 1. Торт разрезан на 11 равных порций. Сестра съела 4 из них. Какую часть торта съел папа? 2. В вазу поставили 9 цветов, из них 5 роз и 2 гладиолуса. Какую часть составляют розы от всех цветов? Сколько других цветов еще поставили? 3. В магазине продали 30 платьев и 17 брюк. Какую часть от всех вещей составляют брюки?
Какую часть шоколадки отломили? Какую часть фигуры закрасили? Какая эта дробь?
Назовите дробью закрашенную часть фигур? Как называются эти дроби?