Творчество Пьеро делла Франческа (ок ) знаменует собой одну из вершин Раннего Возрождения. Уже в первых своих произведениях (например, «Крещение»), художник демонстрирует вполне сложившуюся творческую манеру. Его живопись тщательно выверена и лаконична, в ней нет ничего случайного. Она возвышенна и героизирована.
Сцена бичевания четко ограничена беломраморными колоннами портика, которые служат для нее своеобразной рамой. С помощью тщательно продуманной композиции и линейной перспективы, созданной по четким математическим законам, художнику удается воспроизвести единое пространство, не перегруженное деталями. В тончайшей, почти ювелирной технике живописи, световых рефлексах на поверхности предметов, окрашенных в чистые цвета, великолепии узорчатой одежды крайнего справа персонажа легко угадывается рука великого мастера. В своей известной картине «Бичевание Христа» художник отказывается от традиционного изображения главной сцены на переднем плане. В картине она смещена на дальний план, в глубину пространства. Основной акцент сделан на изображении привязанного к колонне Христа в окружении палачей и сидящего на троне Пилата. Невозмутимое спокойствие и сила духа Иисуса составляют главное содержание картины
Дух Раннего Возрождения проявился не только в религиозном искусстве. Особый интерес вызывали сюжеты и образы античной мифологии, которые в Средние века находились под запретом. Если раньше обращение к античности носило эпизодический характер и нередко сводилось к подражанию образцам, то теперь античное наследие использовалось гораздо более широко и творчески, отвечая изменившимся материальным и духовным запросам общества.
Андрея Мантенья ( ) «Парнас», на которой запечатлены бог Аполлон по кровитель искусств и девять муз богини поэтического вдохновения и творческих искусств. Аллегория красоты и грации передана в танце муз на фоне чудесного романтического пейзажа.. Прежде всего обращают на себя внимание изображенные в центре танцующие и поющие музы. Каждая из них двигается в собственном ритме, каждая смотрит в определенном направлении. Художнику мастерски удается передать мягкую пластику форм, свободу и грациозность их движений, гибкость линий
Одним из главных завоеваний художников Раннего Возрождения стало открытие личности во всем многообразии ее земного бытия. Нигде она не была так образно и обобщенно представлена, как в искусстве портрета. До середины XV в. художников особенно привлекали профильные портреты, восходящие к изображениям на античных медалях и камеях.
Федериго да Монтефельтро на картине Пьеро делла Франческа. Его портрет представлен строго в профиль. Несомненно, перед нами человек умный, властный, способный принимать самостоятельные решения.
С середины XV в. художники впервые заглядывают в глаза человека, скрупулезно исследуют особенности характера, передают единство внешней и внутренней сущности образа. Портрет этого времени мыслится как зеркальное отражение человека, и, следовательно, человек смотрит вовнутрь себя, пытаясь разобраться в своих мыслях и чувствах.(щелчок) В это время появляется множество портретов, на которых изображена идеализированная, героическая личность.
Портреты Антонелло да Мессина (ок ) подлинные, живые свидетели своей эпохи. Главный акцент художник делает не на поэтизацию натуры, а на передачу особенностей характера, внутренней сущности образа. Герои его произведений мужественные, волевые и целеустремленные личнос ти, обладающие незаурядными деловыми качествами: «Портрет неизвестного», «Мужской портрет» («Кондотьер»), «Портрет Ривульцио».
« Портрет молодого человека в красной шапке» Внешний облик юноши передает его внутреннее благородство, ум и твердость характера. Его проницательный взгляд устремлен на зрителя, губы плотно сжаты, мускулы напряжены, выражение лица внимательно и серьезно. Скромную, без украшений одежду темного цвета оттеняет узкий белый воротничок. Падающий на лицо свет образует тени и создает впечатление рельефности лица на темном плоском фоне. Возвышенно идеальный образ молодого человека является олицетворением эпохи Раннего Возрождения и подлинным шедевром искусства.
Интересны и женские портреты того времени, в которых в полной мере проявился мирской, светский дух искусства. Женская красота, изящество и грация становятся одним из главных объектов изображения.
Картина художника Пизанелло (ок ) «Портрет принцессы из дома д'Эсте».