Цели и задачи: 1. Образовательные : повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы. познакомить учащихся со словами,противоположными.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель урока: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие антоним; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать.
Advertisements

Назовите антонимы . Для чего нужны антонимы? Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя»
Работа с антонимами. Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova Дидактический материал для уроков русского языка, литературы.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Антонимы – зачем они? Исследовательская работа ученика 1 – А класса МОУ Лицей 1 Колесника А.В. Руководитель: Плотникова Елена Серафимовна. г. Сургут.
Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 256 г. Фокино, Приморский край Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В.
Антонимы Учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Сайфетдинова.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, Ученье – свет, а не ученье.
Рижская основная школа «Пардаугава» Русский язык 5класс Уч. Людмила Александровская.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Урок русского языка в 5 классе Подготовила: учитель русского языка и литературы Борисова А.Н.
- Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
Тараскина Вера Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ «Юсуповская СОШ»
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Антонимы Автор: учитель русского языка и литературы Меркушева Надежда Николаевна, МБОУСОШ п. Коммунистический, Советского района ХМАО – Югра.
Тема урока: «Антонимы» Подготовила: Настаченко Т.Л.
Антонимы слова- «неприятели» Логопедическое занятие для учащихся 1 класса с нарушением ОПП.
Двадцать восьмое октября Одни деревья высокие, а другие низкие. Вот растёт огромный дуб, а недалеко – маленькая берёзка. У дуба толстый ствол, у берёзки.
У р о к р у с с к о г о я з ы к а в 5 к л а с с е по теме «АНТОНИМЫ» Учительница русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская ООШ» Гарифуллина Дилбар.
Транксрипт:

Цели и задачи: 1. Образовательные : повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы. познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ». научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах. 2. Развивающие : развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова. развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность,мышление,внимание,память. 3. Воспитательные : Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары

« Угадай слово » 1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках,конкурсах,состязаниях. 2. Красная строка,отступ вправо в начале строки. 3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях. 4. Слова,одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Вывод : Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав,или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).

Кроссворд « Спрятанное слово » АГорькийтемнота ННачинатьзатишье ТБуряленивый ОРыхлыйдлинный НТрудолюбивыйплотный ИКороткийкончать МСветсладкий

Антонимы - ( От греческого Анти – против, оним – имя). Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. – оживляют речь,делают ее выразительнее. Добрый – злой Добрый- относящийся к людям с расположением,проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь,отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства,враждебности,злобы.

Слово – дело великое. Великое потому что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти. Л.Н.Толстой

–Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), верблюд (…), веселый (…), дом (…), хорошо (…), часы (…), кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…), десятый (…), яблоко (…), ты (…).

Вывод : Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.

Ранняя и поздняя осень Работа по учебнику ( стр. 53 ) Выписываем из текста слова, противоположные по значению.

Упражнение 120. Прочитайте.Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы. Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно.

Странный – оғаш, әдеттен тыс Поблёкшие травы – солып қалған шөптер Зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер Сверкающий иней – жалтылдаған қырау Увядание и расцвет – солу мен гүлдеу

Найти антонимы к словам: Да - … Хороший - … Зеленый -… Дерево - … Книга - … Утро - … Весело - … Пять - … Он - …

Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам? Быстрее - Прохладно - Грязно – Конец – Поздняя -

Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки. Я – антоним к слову « лето » В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … ( Зима ) Я – антоним шума,стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха,для сна Называюсь … ( Тишина)

123 богатыйбольшеда первый здоровый горький плохоймалоправда умныйвпередбелый хорошо веселый лучше черный война вверх дешеворадостьтишина

1. Чтение диалога по ролям 2. Найдите в рассказах примеры диалога и монолога

( от греческого слова диалогос – «беседа» Диалог – разговор двух или нескольких лиц. ( от греческих слов моно- « один » + логос – « речь » ). Монолог – речь одного лица.

Произведения в названиях которых есть антонимы : – « Война и мир » Л.Н.Толстого, – « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, – « Живые и мертвые » К.М.Симонова.

Произведения : ВОЙНА И МИР Толстый и тонкий

Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях. Правой рукой строит,а левой разрушает. Ученье - свет,неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет

Легко сказать, да ( видит поперек ) Впереди беги, а ( жестко спать ) Мягко стелет, да ( трудно доказать ) Смотрит вдоль, а ( назад оглядывайся ) Творческий диктант

Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая - возбуждающая Музыкальные отрывки :

Игра в мяч И нам с тобой пришел черед: Сыграть в игру « Наоборот ». Скажу я слово высоко, А ты ответишь … Скажу я слово далеко, А ты ответишь … Скажу я слово потерял И скажешь ты … Скажу тебе я слово трус Ответишь ты … Теперь начало я скажу Ну,отвечай …

СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

Задания на дом: 1) Упражнения 5,6 2) Выучить наизусть одно стихотворение,посвященное осени.

Спасибо за внимание. До новых встреч !