Сообщение по декоративно- прикладному искусству: Сообщение по декоративно- прикладному искусству: Выполнила: ученица 5 «в» класса МБОУ «СОШ» 15 Бурбик Валерия. Преподаватель: Ирина Анатольевна Радченко.
Содержание 1. Введение. 2. История народного промысла «Ххохлома». 3. Этапы хохломской росписи. 4. Заключение. 5. Список используемой литературы.
Введение. Россия издавна славится искусством мастеров народных художественных промыслов. В нашей стране создают известные во всем мире: городецкие узоры, гжельский фарфор, жостовские подносы, хохломские деревянные изделия и многое другое. На уроке изобразительного искусства, Ирина Анатольевна нам рассказывала об этом. Я решила подготовить сообщение о древнем русском промысле – «Ххохлома». Мне стало интересно узнать о ней подробнее. Как развивалось древнее мастерство, каковы ее особенности, почему хохломские изделия называют золотыми
Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода
хохлома́ старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Ххохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и чёрными тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово- золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
История. Люди предполагают, что Хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Ххохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот две наиболее распространенные:
Первая версия. По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам. Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру». Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента. В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVIIXVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
Вторая версия. Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «силишке Семеновское» (будущий город Семенов один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда братины, ковши, блюда для праздничного стола окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи. Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Ххохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную. Обилие леса, близость Волги главной торговой артерии Заволжья также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию
Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Ххохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «ххохлома». Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
Технология. Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа «бельё» (неокрашенные изделия) резные ковши и ложки, поставцы и чашки. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.
Изготовление «белья»
Лужение. Следующий этап «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы кокос очки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым).
Неокрашенное изделие -Бельё Лужение - втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка Лужение - втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка.
И. М. Баканов. Хохломские художники за работой г.
Лужение и художественная роспись
Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: «пряник» обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура квадрат или ромб украшенная травкой, ягодами, цветами; «травка» узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне; Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба- дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «ххохлома». Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая ххохлома».
Хохломская роспись в декоре велосипеда
Марка СССР, 1979 г.
И по сей день жив старинный город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Трудятся в нем внуки и правнуки хохломских мастеров, продолжают славную традицию, делают и расписывают удивительную деревянную золотую посуду. Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Трудятся в нем внуки и правнуки хохломских мастеров, продолжают славную традицию, делают и расписывают удивительную деревянную золотую посуду. Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Я тоже научилась некоторым премудростям хохломской росписи. Я тоже научилась некоторым премудростям хохломской росписи. Замечательные хохломские узоры развивают у человека фантазию, доброту, моторику ребенка, раскрывают творческие способности, благотворно влияют на нервную систему (успокаивают, восстанавливают положительно- эмоциональный настрой ). Замечательные хохломские узоры развивают у человека фантазию, доброту, моторику ребенка, раскрывают творческие способности, благотворно влияют на нервную систему (успокаивают, восстанавливают положительно- эмоциональный настрой ).