Исторические этапы развития медицинской и фармацевтической этики
O Этика ( греч. θικόν, от др. греч. θος - этос, « нрав, обычай, характер ») философское исследование морали и нравственности. Впервые термин употребил Аристотель, как учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали, а также нормы, правила, обычаи, регулирующие поведение и взаимоотношения людей в обществе.
Медицинская этика является составной частью этики O Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice– изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon– долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. O Медицинская этика не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование.
Огромное влияние на развитие медицинской этики и деонтологии оказали врачи Востока O Ибн - Сина ( Авиценна ) - создатель « Канона врачебной науки » - рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающегося за помощью. O Ему принадлежит изречение « Врач должен ».
O Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Ты должен знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». O Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.
I этап развития Медицинской этики O 8-3 тыс. до н. э ( период неолита ) - V – IV вв. до н. э. ( клятва Гиппократа ) I этап развития Медицинской этики период неолита - V - IV вв. до н. э. В период неолита ( новый каменный век, ок. 8-3 тыс. до н. э.) возникла, та система научных знаний, которую в последствии назовут медициной. Одновременно и начался первый этап развития науки о регулировании поведения человека владеющего искусством исцеления, то есть медицинской этики.
O На первом этапе развития медицинской этики сформировались : Первые законы : O Оказания помощи больному – добро, неоказание ( без каких - либо весомых причин ) зло. O Не навреди O Не убий Фундаментальные принципы медицинской этики: O справедливости O благодеяния O непричинения зла
Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли: O Сократ ( гг. до н. э.). O Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) O Гиппократ Великий Косский (460 г. –377 гг. до н. э.)
O Первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с формирующийся медицины и завершился появлением трудов греческих философов. O М. Я. Яровинский г.
O Одним из самых древних медико этических документов является Клятва Гиппократа. O Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский.
O Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения ( корпорации ) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом : воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы.
O Основным принципом в Гиппократовской модели биомедицинской этики: является правило не навреди O Таким образом, первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начавшись с формирующийся медицины, завершился появлением трудов греческих философов, особенно трудов Корпуса Гиппократа. O По М.Я. Яровинскому Медицинская этика 2001 г.
I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий O Начало второго этапа формирования медицинской этики связывают с утверждением монотеистических религий. O Буддизм. O Этический принцип буддизма стремление делать добро O Братья у вас нет ни отца, ни матери и заботиться о вас некому. Если вы не позаботьтесь друг о друге, то кто другой это сделает ? Братья кто почитает меня да почтит больного – обращение Будды к монахам. Легенда гласит, что предписание было дано после того, как Будда, обходя кельи монахов, обнаружил одного из них жестоко страдающего от дизентерии, ослабевшего от болезни, лежавшего в собственных испражнениях. Он поднял его, обмыл с головы до ног, уложил в постель покойно и удобно, а потом объявил, что Сострадание и помощь больному являются важнейшими правилами поведения членов общины. С тех пор монахи стали изучать медицину, чтобы лечить друг друга и мирян.
O Христианство Существует придание, что Иисус в молодости изучал врачебные манускрипты для излечения физических и нравственных недугов. O Исцеляйте … больных – научает Христос своих учеников ( Лк. 10,9). O Согласно Священному преданию, один из учеников Христа, Ап. Лука был врачом. Врачевание – профессия мчч. Космы и Дамиана Римских, вмч. Пантелеимона Целителя. В истории Церкви найдется немало примеров, когда священники и даже епископы занимались врачеванием не только духовных, но и телесных недугов. O Так, на пример, на католической фреске 15 в. ( собор Марка, Флоренция, Италия ) изображена трансплантологическая операция - святые Косма и Дамиан приживляют некому диакону Юстиниану ноги недавно умершего человека.
O По мере утверждения Христианства как государственной, господствующей религии в Европе христианская церковь взяла на себя уход и заботу за немощными и больными. Эта обязанность лежала на дьяконах. O Первый известный науке опыт по искусственному оплодотворению был произведен в 1780 г. в католическом монастыре аббатом Л. Спалланцани. O Основателем генетики стал австрийский монах O Г. Мендаль.
O С утверждением рыцарских орденов некоторые из них посвящали себя уходу за больными. Например, члены ордена св. Лазаря в Иерусалиме ухаживали за прокаженными. От названия ордена св. Лазаря произошло слово лазарет. O В древнерусском государстве после принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты. O Ислам O Заметный след в истории медицинской этике оставили труды исповедующих ислам арабских ученых медиков эпохи Среднеазиатского Возрождения
O Практическая этика врача Аль - Рухави, Приказ медицины Ибн - абу Усейби, Канон медицины и Фирузнома Ибн Сины ( Авицены ). Многие выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки. O Носители медицинских знаний – священнослужители и их помощники, оказывая помощь больному человеку, действовали в соответствии с религиозными установлениями. Так продолжалось до тех пор, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов.
O III этап развития Медицинской этики. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно, достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3- года философии, 5- лет медицины, 1- год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.
O Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации можно считать окончанием второго и началом третьего этапа развития медицинской этики. O Первый в России Московский университет был открыт в 1755 г. Медицинский факультет начал работу 1758 г. O Большую роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды декана медицинского факультета Московского университета М. Я. Мудрова.
O В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге Медицинская этика изложил свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов (1803). O В предисловии Персиваль указывает, что хотел назвать работу медицинская юриспруденция, но понял, что это неправильно, так как еще не написаны законы на все случаи жизни, которые встречаются в медицинской практике. Да и как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть или мнение коллег. O Труды Т. Персиваля и М. Я. Мудрова подводят итог третьему этапу развития медицинской этики. O
O IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап O Деонтология ( от греч. deontos должное и logos - учение ) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. O Термин « деонтология » введен англ. философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом. O O С позиций медицинской деонтологии наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта ( вторая половина 18- го века ), которую он назвал - категорический императив
O Поступай так, чтоб максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства. O В таком самопринуждении личность находит подлинную свободу и обретает подлинное человеческое достоинство ( как осознание в своем лице достоинстве всего человечества ). O Кант озвучил в своем категорическом императиве золотое правило общепризнанное в этике название библейской заповеди : O Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними. O Очевидно, что важнейший принцип современной биомедицинской этики – уважения моральной автономии пациента – восходит именно к Кантовским представлениям о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности.
O С 70 х годов XX столетия начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика. O Биоэтика – систематические исследования поведения человека ( не только врача ) в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в кокой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов « энциклопедия биоэтики » по Р. Перес Ловелле, Н. В. Кудрявая
O Термин биоэтика предложен В. Р. Поттером (Van Rensselaer Potter) O Биоэтика рассматривается В. Поттером как новая дисциплина (которая перекинет мост точными и гуманитарными науками или, если быть более точным, мост между биологией и этикой, отсюда биоэтика.
O Фармацевтическая этика - это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей ( медицинские работники, контролирующие органы и др.).
O Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника - фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях - аксиологию. O Деонтология - наука, которая рассматривает проблемы долга и всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний. Термин « деонтология » введен в словарный состав языка в начале XIX в. И. Бентамом, который использовал его для обозначения теории нравственности в целом. Однако, впоследствии деонтологию стали отличать от аксиологии - учения о добре и зле.
O Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности медицинских и фармацевтических работников, исходит из специфики их труда. Она охватывает социально - этические аспекты ответственности, социальной значимости, призвания, назначения профессии.