ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА С ОВЗ В ПМПК Выполнила: Бессарабова Е.А. Группа: ЛПБ-31.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
Advertisements

Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
О БЩАЯ СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. А НКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Ф.И.О. ребёнка уточнить т.к. иногда есть неточности; - Дата рождения, возраст, ребёнок может.
Логопедическая работа в ГОУ СОШ На что обратить внимание в развитии речи дошкольника Советы логопеда родителям будущих первокласников.
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска.
Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
МОУ средняя школа 9 г. Долгопрудный Научно-практический семинар «Роль речи в учебном процессе» 2010 год.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Логопедическая служба в школе-интернате 52 Обухова Ю.А. Учитель-логопед.
Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю.
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Подготовила: учитель – логопед: Кордюкова Любовь Владимировна, учитель - логопед МАОУ СОШ 2, Г. Покачи.
МБДОУ «ДСКВ 42» учителя-логопеды: Трапезоньян Е.Н., Красильникова М.А. Педагоги-психологи: Леонтьева Д.О., Степанькова Е.Ю.
Транксрипт:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА С ОВЗ В ПМПК Выполнила: Бессарабова Е.А. Группа: ЛПБ-31

С ХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ : I. Цель (жалобы родителей и ребенка). II. Ознакомление с педагогической документацией. III. Выяснение акушиерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного,речевого,психического). Особое внимание обращают на: предречевые вокализации (гуканье, гуляние); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушиений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

IV. Объективное исследование ребенка. 1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию: выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем. 2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности. 3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, рядов по сенсорным эталонам. 4. Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами). 5. Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

6. Исследование мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа). 7. Исследование импрессивной речи: понимание связной речи; понимание предложений: понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т. п.); понимание слов (противоположных по значению). 8. Исследование фонематических процессов. а) Фонематический анализ: выделение звука на фоне слова; выделение звука из слова; определение места звука в слове по отношению к другим звукам; определение количества звуков в слове; дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистящие-шипящие и т. п.). б) Фонематический синтез: составление слов из последовательно данных звуков; составление слов из звуков, данных в нарушиенной последовательности. в) Фонематические представления: придумать слово на определенный звук.

9. Исследование экспрессивной речи. а) Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (синкинезии). б) Состояние звукопроизношения: изолированный вариант; в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах; в речи; произношение слов различной слоговой структуры.

Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов. в) Исследование словарного состава языка: самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда; подбор синонимов, антонимов, родственных слов; выявление общих категориальных названий. Отметить: соответствие словаря возрастной норме; наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных; точность употребления слов. При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.

г) Обследование грамматического строя речи. Отметить: характер употребляемых предложений (однословные, двусложные и более); характер употребления предложно-падежных конструкций; состояние функции словоизменения: преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже; образование формы родительного надежа существительных в единственном и множественном числе; согласование с числительными; состояние функции словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных); образование названий детенышей животных; образование глаголов с помощью приставок.

10. Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.). Отметить: логическую последовательность в изложении событий; характер аграмматизма; особенности словаря. 11. Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание). 12. Особенности голоса; громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.

V. Состояние письменной речи. 1. Состояние навыка письма: проанализировать представленные письменные работы в школьных тетрадях; выявить навыки звукового анализа и синтеза: отметить особенности звукового анализа и синтеза; отметить особенности слухо-речевой памяти; проверить слуховую дифференциацию фонем; состояние динамического праксиса; определить ведущую руку (пробы А. Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество); проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо); отметить особенности почерка; отметить характер демографических и орфографических ошибок.

2. Состояние навыка чтения: умение правильно показать печатные и прописные буквы; способность правильно называть буквы; чтение слогов, слов, предложений, текста. Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены); отметить характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное); выявить понимание прочитанного; отметить отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать). VI. Логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушиения устной и письменной речи). VII. Рекомендации.

Необходимые материалы для логопедического обследования. I. Материал для исследования фонетической стороны речи. Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце). Речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки). II. Материал для исследования фонематической стороны речи. Картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие и т. д.). Материал для исследования лексики и грамматического строя речи. Предметные ми сюжетные картинки по лексическим темам. Картинки с изображением действий. Картинки с изображением разного количества предметов (стол – столы, диван - диваны и т. д.). Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и т. д.).

IV. Материал для исследования состояния связной речи. Сюжетные картинки. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп. V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза. Речевой материал (предложения, слова различной звуко-слоговой структуры). Предметные и сюжетные картинки. VI. Материал для исследования состояния письменной речи. Тексты для чтения (различной сложности). Слоговые таблицы. Буквы. Тексты диктантов и изложений. Печатные и рукописные тексты для списывания.

Образец заключения по результатам логопедического обследования. На комиссии Данис Р., ученик третьего класса массовой школы с трудностями в обучении и общении в сопровождении отца по направлению администрации школы.Мальчик не справляется с программой по русскому языку, чтению и математике, не складываются отношения со сверстниками и учителями, нет желания ходить в школу. Из анамнеза. Мальчик от III беременности, протекавшей с угрозой прерывания. Во время беременности – кислородная недостаточность средней степени. Роды II, на сроке 7 месяцев, вес – 2120, рост – 44 см. Состояние с рождения тяжелое. Рос и развивался с задержкой. Ходит с 2 лет. Первые слова появились к 1,5 годам, фразовая речь – с 3 лет. В 2 года перенес черепно-мозговую травму. Обследовался в больнице, получал противосудорожное лечение. Детский сад не посещал. До школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники. На момент поступления в школу читал слова, считал в пределах 10, знал цифры, писал печатными буквами. Трудности в обучении начались во II полугодии 1-го класса. В настоящее время материал по русскому языку, чтению, математике не усвоен, на уроках не работает.

Во время обследования. Мальчик не общительный. Речь фразовая. Словарный запас беден. Производит элементарные обобщения («овощи», «посуда», «фрукты», «мебель», транспорт – «машины», «домашние животные», дикие животные – «лесные, горные, живут в Африке», домашние птицы – «животные»). Подбирает простые антонимы, не всегда точно используя слова (широкий – «маленький»). Затрудняется в подборе синонимов, однокоренных слов. Рассказ по серии сюжетных картинок составил самостоятельно, фразы распространенные, причинно-следственные отношения устанавливаются с помощью логопеда. В речи чаще употребляет глаголы, существительные, местоимения, реже – прилагательные и наречия.

Практическими способами словообразования и словоизменения владеет недостаточно. Допускает ошибки при преобразовании единственного числа существительных во множественное в именительном падеже (ухо – «ухи», стул – «столы», пень – «пени» и т. п.), при образовании формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе (ухо – «уши», окно – «окно в», перо – «перов» и т. п.), при образовании названий детенышей животных («лошадки», «овечки» и т. п.). Звукопроизношение без дефектов. Слоговая структура слов сохранна. Фонематические процессы сформированы недостаточно. Слабо дифференцирует оппозиционные фонемы (т-д, к-г, п-б, с-з). Затрудняется придумать слово на заданный звук. Звуки на фоне слова выделяет, допускает ошибки при определении количества звуков в слове и места звука по отношению к другим звукам. Синтезирует слова из 5–6 звуков.

В письменных работах много орфографических и специфических ошибок: замены букв по акустическому (с-ц, к-х и др.) и оптическому сходству (п-т, б-д, и-у), пропуск гласных и согласных букв, аграмматизмы. Программа по русскому языку усвоена слабо, затрудняется в объяснении орфограмм. Читает целыми словами, в трудных случаях – по слогам, в очень быстром темпе, монотонно, с большим количеством ошибок. При более медленном чтении ошибок нет. Прочитанное понимает, пересказ затруднен, только при помощи вопросов. У мальчика слабая речеслуховая память. Зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно. Затрудняется определить левую и правую стороны.

Заключение. Лексико-грамматическое, фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия смешанного вида. Рекомендации. Консультация медицинского психолога, невропатолога, педагога- дефектолога. Зачисление в логопедический пункт при общеобразовательной школе.

Рекомендуемая литература: Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушиениями речи. - СПб., Воронова A.M. Нарушиение письма у детей: Методические рекомендации. - СПб., Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) // Дефектология, 2001, 6, - с Садовникова И.Н. Нарушиение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995 Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии. - СПб., Логопедическое обследование ребёнка. / Сост. С.Е. Большакова. - М., 1987