На уроке необходимо иметь: - Учебник. -Дневник. -Тетрадь. -Письменные принадлежности. Проверь наличие этих предметов у себя на парте!
Проверка домашнего задания 1. Тестирование (приложение в Microsoft Excel) – 1 учащийся 2. Устно: - Какие вы знаете представителей семейства Розоцветных нашей местности, какое они имеют значение для человека?
Класс двудольные. Характерные особенности семейства Крестоцветных и Пасленовых. План урока. 1. Представители семейств. Виды, произрастающие в Хабаровском крае. 2. Отличительные признаки каждого семейства. 3. Значение этих растений в жизни человека.
Давайте вспомним! 1. Опишите признаки растений класса Двудольные. 1. Опишите признаки растений класса Двудольные. Корневая система__________________________ Корневая система__________________________ Жилкование листьев____________________________ Жилкование листьев____________________________ Число частей цветка кратно _________ или___________ Число частей цветка кратно _________ или___________ В зародыше семени______________________________ В зародыше семени______________________________ 2. Найди ошибки и неточности в тексте и подчеркни их красным цветом. 2. Найди ошибки и неточности в тексте и подчеркни их красным цветом. Покрытосеменные растения, или цветковые, относятся к низшим растениям. Цветковые растения имеют вегетативные (цветок и плод) и генеративные (корень и побег) органы. Покрытосеменные растения, или цветковые, относятся к низшим растениям. Цветковые растения имеют вегетативные (цветок и плод) и генеративные (корень и побег) органы. Различают главную и стержневую корневые системы. Корень выполняет фотосинтезирующую функцию. Различают главную и стержневую корневые системы. Корень выполняет фотосинтезирующую функцию. Цветок – это видоизмененный побег. Венчик и чашечка – главные части цветка. Цветок – это видоизмененный побег. Венчик и чашечка – главные части цветка. Из тычинок развиваются плоды. Плоды бывают сочные и многосемянные. Из тычинок развиваются плоды. Плоды бывают сочные и многосемянные.
Многие из этих растений приносят пользу, так как являются культурными, и есть растения, которые могут принести вред – это ядовитые растения.
Исследование отличительных признаков семейств «Исследовать – значить видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто». Альберт Сент-Дьердьи «Исследовать – значить видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто». Альберт Сент-Дьердьи Задание: Задание: 1. просмотрите слайды с общей характеристикой семейств Крестоцветных и Пасленовых определите жизненную форму, 1. просмотрите слайды с общей характеристикой семейств Крестоцветных и Пасленовых определите жизненную форму, 2. найдите на гербарном материале: 2. найдите на гербарном материале: плод- определите тип, плод- определите тип, Соцветие- определите тип, Соцветие- определите тип, корневую систему – определите тип, корневую систему – определите тип, цветок - напишите формулу цветка. цветок - напишите формулу цветка. 3. Результаты оформите на интерактивной доске в виде опорной схемы и диаграммы цветков. Запишите ее в тетрадь. 3. Результаты оформите на интерактивной доске в виде опорной схемы и диаграммы цветков. Запишите ее в тетрадь.
Общая характеристика семейства Крестоцветные В семействе около 3200 видов. В семействе около 3200 видов. Среди них преобладают травянистые растения. Среди них преобладают травянистые растения. Распространены в основном в умеренной зоне северного полушария Распространены в основном в умеренной зоне северного полушария
Общая характеристика семейства Пасленовые Пасленовые – одно из важнейших для людей семейств, включающее около 2500 видов. Пасленовые – одно из важнейших для людей семейств, включающее около 2500 видов. Наибольшее число видов встречается в Центральной и Южной Америке в виде кустарников, полукустарников или трав, реже деревьев. Наибольшее число видов встречается в Центральной и Южной Америке в виде кустарников, полукустарников или трав, реже деревьев. В России дикорастущих видов пасленовых немного. В России дикорастущих видов пасленовых немного.
Значение этих семейств для человека Сценарий: Ваша младшая сестра, делала домашнюю работу по природоведенью, ей надо было изучить растения, которые имеют большое значение для человека. Она не смогла выделить растения по основным направлениям значимости их, и обратилась за помощью к Вам. Среди растений были: паслен черный, редька посевная и редис, картофель, горчица, белена, петунья, пастушья сумка, томат, баклажан, капуста, желтушник, табак, хрен обыкновенный, перец, дурман обыкновенный, брюква. Сценарий: Ваша младшая сестра, делала домашнюю работу по природоведенью, ей надо было изучить растения, которые имеют большое значение для человека. Она не смогла выделить растения по основным направлениям значимости их, и обратилась за помощью к Вам. Среди растений были: паслен черный, редька посевная и редис, картофель, горчица, белена, петунья, пастушья сумка, томат, баклажан, капуста, желтушник, табак, хрен обыкновенный, перец, дурман обыкновенный, брюква. Задание: Изучите источник информации, сформулируйте 4 основания (направления применения), приведите по 2 примера, занесите данные в таблицу. Сделайте вывод о значении этих растений. Задание: Изучите источник информации, сформулируйте 4 основания (направления применения), приведите по 2 примера, занесите данные в таблицу. Сделайте вывод о значении этих растений. Основанияпримеры Вывод_________________________
Декоративные растения Ночная фиалка Алиссум Левкой Табак душистый петуния
Дикорастущие растения (лекарственные) Редька дикая Репник многолетний Крупка Ярутка полевая Пастушья сумка Гулявник лекарственный
Пищевые растения репа перец редис баклажан капуста картофель
Ядовитые табак белена дурман Красавка (белладонна) паслен
закрепление 1. Определите систематическое положение растения: 1. Определите систематическое положение растения: Царство_________________ Царство_________________ Отдел_________________ Отдел_________________ Класс_______________________ Класс_______________________ Семейство_______________________ Семейство_______________________ Род_____________________________ Род_____________________________ Вид Паслен черный Вид Паслен черный
Соотнесите признаки и семейства: А. Крестоцветные А. Крестоцветные Б. Пасленовые Б. Пасленовые 1. относятся к классу Двудольные 2. плод – стручок 3. лепестки чашечки и венчика распределяются крест-накрест 4. плод – ягода или коробочка 5. лепестки венчика срастаются 6. тычинок 4 длинных, 2 коротких 7. тычинок 5 8. растения и плоды бывают ядовитыми 9. многие из них используются человеком.
Из перечисленных растений выбрать представителей семейства «Пасленовые», «Розоцветные» и подчеркните их одной чертой – пасленовые, волнистой чертой – крестоцветные: Гулявник лекарственный Гулявник лекарственный Земляника лесная Земляника лесная Белена черная Белена черная Хрен деревенский Хрен деревенский Горох посевной Горох посевной Дурман обыкновенный Дурман обыкновенный Ромашка аптечная Ромашка аптечная Горчица белая Горчица белая Клевер белый Клевер белый Вишня обыкновенная Вишня обыкновенная Ярутка полевая Ярутка полевая Сурепка обыкновенная Сурепка обыкновенная Паслен черный. Паслен черный.
Итоги урока
Домашнее задание Учебник с , Учебник с , составьте кроссворд по теме: «Двудольные» составьте кроссворд по теме: «Двудольные»
Урок разработала Лапина Оксана Викторовна, учитель химии и биологии, МОУ СОШ с. Елабуга. Урок разработала Лапина Оксана Викторовна, учитель химии и биологии, МОУ СОШ с. Елабуга.