Червонцев Александр
Экотуризм – это вид туризма, направленный на защиту окружающей среды, на признание и уважение прав местного и коренного сообществ, на культурное и природоохранное образование туристов.
* Экологический туризм - главный объект дикая природа * Экотуризм - вид устойчивого туризма * Экотуризм ответственные путешествия на природные территории, способствующие сохранению природы и поддержанию качества жизни местного населения. Международное общество экотуризма (TIES) * Экотуризм это ответственные по отношению к окружающей среде путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью наслаждения и получения представления о природных и культурно-исторических особенностях данной территории. Причём все путешествия должны способствовать охране природы и создавать такие экономические условия, когда охрана природных ресурсов становится выгодной местному населению. Международный союз охраны природы (IUCN)
Цели экотуризма – красота, познание и свежий воздух природы. Предмет интереса - дикая природа Задачи экотуризма: * сохранение био –растений, -млекопитающих, и др. * сведение к минимуму воздействие на окружающую среду Признаки экотуризма: * использование природных объектов для туризма; * непосредственное влияние населения на развитие территорий; * существенная роль экологического образования и просвещение туристов; * нацеленность на минимум затрат природопользования.
Два вида классификации экотуризма. * Научный, познавательный и рекреационный виды экотуризма * «Мягкий» туризм, экологический туризм, устойчивый туризм. «Зеленые тропы» – туристские маршруты природного и культурного наследия, проложенные вдоль «зеленых коридоров» - рек, традиционных и исторических торговых путей, естественных природных коридоров.
Большая Байкальская тропа * Большая Байкальская Тропа (ББТ) это система экологических троп общей длиной 2000 км. вокруг озера Байкала в Сибири и в Байкальском регионе.Байкала Сибири
«Жесткий» туризм «Мягкий» туризм Массовый Индивидуальные и семейные туры, поездки в кругу друзей Быстрые средства передвижения Медленные и среднескоростные средства передвижения Импорт стиля жизни Стиль жизни в соответствии с культурой посещаемой страны Ценятся достопримечательности Ценятся, прежде всего, впечатления Чувство превосходства над местным населением Радость познания иной культуры Зачастую главная цель - шоппинг Подарки и сувениры, подчёркивающие своеобразие региона После поездки остаются стандартные сувениры После поездки остаются впечатления, воспоминания и новые знания Главный мотив - любопытство Главный мотив тактичность Громогластность Спокойная тактичность
Характерные признаки экотуризма: * интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты; * посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, эко хозяйств и ознакомление с местными экологическими проблемами; * знакомство с "девственной", изучение традиционных, аборигенных форм природопользования; * уважение местных культурных традиций
* Транспорт не наносит ущерба окружающей среде; * В рационе туристов присутствуют местные продукты; * Мусор не оставляется на маршруте; * Привалы устраиваются только в специально оборудованных местах; * Грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено;
* Отели, кемпинги, приюты и хижины, не нарушают нормальное, экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и не обезображивают его облик; * Отели и кемпинги построены из экологически безвредных материалов; * местные жители вовлекаются в туристский бизнес и получают возможность развивать свои традиционные формы хозяйства; * туристы доступными им способами участвуют в решении местных экологических проблем; * доходы от тура не изымаются целиком из местного бюджета.
Следствия экотуризма: * воздействие на геологическое строение, минералы и ископаемые, * воздействие на почву, * на водные ресурсы, * на растительность, * на животный мир, * воздействие на санитарное состояние территории, * эстетическое воздействие на ландшафт, * воздействие на культурную среду региона.
Воздействие на население и культуру региона * Столкновение систем ценностей. * Туристов не информируют о том, как надо себя вести. * Неконтролируемый рост количества туристов Популярность района стимулирует крупные национальные или зарубежные компании вкладывать деньги в строительство гостиничных комплексов и разработку стандартных туров, в том числе в охраняемых территориях. * Переэксплуатация природных территорий. * Издержки местного населения. * Проектирование туристских сооружений не гармонирует с окружением и местными архитектурными традициями.
Преимущества Экотуризма: * Социальная значимость экологического туризма значительно больше, чем его экономическая значимость. * Повышение уровня экономической активности и стабилизации экономики региона при минимальных затратах. * Экотуризм может стать альтернативой лесозаготовкам и браконьерской охоте. * Дополнительные средства, помимо прямых доходов от туризма (входная плата, различные взносы за тур, услуги, продажа сувениров, путеводителей и т.д.). * Правильное планирование туристских нагрузок и распределение туристических потоков.
Всемирный фонд дикой природы (WWF) Схема наиболее важных эко регионов мира - GLOBAL200.GLOBAL200 Наличие центров биоразнообразия («горячие точки») * Обитание редких видов (крупные кошки, журавли, орлы) * Привлекательность «дикой природы» и наличие цивилизационных удобств (транспорт, питание, размещения) * Разнообразие дополнительных (культурных, исторических, этнических) объектов туристского интереса * Информационное обеспечение и реклама * Выбор лучших мест для организации туров * Знание экологических ограничений и максимальной антропогенной нагрузки * Возможность участия в поддержании или сохранении биоразнообразия в долгосрочной перспективе.