Западники и славянофилы: основные идеи и представители
Цель занятия: Установить сущность дискуссий западников и славянофилов об историческом пути России и её месте в мировой цивилизации.
Задачи занятия: 1. Понять историко-культурный контекст складывания западничества и славянофильства. 2. Установить преемственность центральной темы полемики двух ведущих направлений общественно-политической мысли 30 – 40-х гг. XIX в. 3. Продолжить совершенствование навыков работы с историческими источниками и осуществления рефлексии фактической информации. 4. Выявить сущность идейных разногласий и общности позиций западников и славянофилов.
Вопрос для осмысления: «Объясните, почему проблема национальной идентичности, цивилизационных ориентиров России поднималась и продолжает подниматься на разных ступенях общественно-политического развития»?
«Самодержавие, православие, народность» Автор теории «официальной народности» министр народного просвещения граф С. Уваров.
«Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается её будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение» Начальник Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии А.Х. Бенкендорф
В размышлениях об исторических судьбах России, её истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество славянофильство
И. В. и П. В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, А. С. и К. С. Аксаковы и многие др. Представители славянофилов (буквально: «славянолюбы»)
П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, В. М. Майков, П. А. Мельгунов, С. М. Соловьев, И. С. Тургенев, П. А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А. И. Герцен и В. Г. Белинский Представители западников
Датой появления славянофильства принято считать 1839 г., когда его основоположники А. Хомяков и И.Киреевский выступили со статьями «О старом и новом», «В ответ Хомякову»
Окончательно славянофильство сложилось в 1845 г. – время выпуска трёх славянофильских книжек журнала «Москвитянин» (редактор – М.П. Погодин)
социальную основу обоих течений составляла дворянская интеллигенция, осознавшая необходимость социально- политических перемен Славянофилы и западники – ОБЩЕЕ :
основная цель: будущее процветание России и модернизация её социально- политических основ Славянофилы и западники – ОБЩЕЕ :
не разделяли концепцию, навязываемую Уваровым, являлись оппозиционными течениями Славянофилы и западники – ОБЩЕЕ :
Методы достижения целей: умеренные реформы, проведённые правительством («сверху») для предотвращения революционных потрясений. Решительное отрицание революционных действий Славянофилы и западники – ОБЩЕЕ :
Главные социально-политические требования: - отмена крепостного права, освобождение крестьян с землёй без выкупа; - реорганизация и усовершенствование системы управления; - введение гражданских свобод, гласного суда, гарантии неприкосновенности личности, свободы предпринимательства. Славянофилы и западники – ОБЩЕЕ :
«Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно! Да, мы были противниками, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту и русскому складу ума». Отношение западников и славянофилов можно определить словами А.И. Герцена:
1) Форма правления: сохранение монархом всей полноты власти при условии созыва сословно-представительного совещательного Земского собора, выражающего мнение народа («Сила власти – царю, сила мнения – народу»). Различия в воззрениях славянофилов и западников: СЛАВЯНОФИЛЫ:
2) Обоснование программы – историческое развитие России и Западной Европы: Нет ничего общего России и Западной Европы. Россия должна сохранить свою национально-историческую самобытность (крестьянскую общину, тесное единение монарха и народа, приверженность подавляющего большинства населения к православию и др.), заимствуя только отдельные достижения западной цивилизации. Различия в воззрениях славянофилов и западников: СЛАВЯНОФИЛЫ:
3) Отношение к преобразованиям Петра I: отрицание петровских преобразований, направленных на европеизацию страны ( идеал – допетровская Русь ). Различия в воззрениях славянофилов и западников: СЛАВЯНОФИЛЫ:
1) Форма правления: установление конституционной монархии и парламентского строя по образцу Англии и Франции Различия в воззрениях славянофилов и западников: ЗАПАДНИКИ:
2) Обоснование программы – историческое развитие России и Западной Европы: Прослеживается единство пути в развитии России и Западной Европы. России необходима европеизация на основе восприятия опыта лучших социально-политических завоеваний западной цивилизации. Различия в воззрениях славянофилов и западников: ЗАПАДНИКИ:
3) Отношение к преобразованиям Петра I: высокая оценка петровских преобразований, поскольку произошло сближение с Европой ( идеал – парламентская Англия и Франция ). Различия в воззрениях славянофилов и западников: ЗАПАДНИКИ:
Вопрос: адекватно ли философ отражает историческую российскую действительность? Или его работы – клевета на русскую историю? П. Я. Чаадаев «Философические письма»
Вопрос: кто, на ваш взгляд, является большим патриотом – западники или славянофилы. Свой ответ аргументируйте.
Вопрос: актуальна ли дискуссия, инициированная западниками и славянофилами сегодня? Почему? Как решается сегодня эта дилемма?
Голосование: что ближе Вам? 1. Мне близки взгляды славянофилов 2. Мне близки взгляды западников 3. Нейтралитет 4. Другое....
Славянофилов и западников объединяло: 1) Желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. 2) Для достижения процветания и те и другие считали необходимым изменить её социально-политический строй. 3) Признавали необходимость смягчить или даже отменить крепостное право. 4) Наделить крестьян небольшими наделами земли. 5) Считали необходимым ввести свободу слова и совести. 6) Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы. ВЫВОД: