Презентация на тему: Бюджетные правоотношения: их особенности и субъекты Выполнила: Саетова Э.Р. группа 14БЭФ
Содержание Введение Понятие и сущность бюджетных правоотношений Структура и виды бюджетных правоотношений Особенности бюджетных правоотношений
Введение Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, её субъектами, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.
Понятие и сущность бюджетных правоотношений Бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов. Бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.
Бюджетное правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений и обладает как общими признаками, присущими правоотношениям вообще, так и особенными признаками. Общими признаками бюджетных правоотношений следует считать те, что, во-первых, возникают на основе норм бюджетного права; во-вторых, имеют волевой характер; в-третьих, охраняются государством; в- четвертых, характеризуются индивидуализированностью субъектов, определенностью их поведения; наконец, субъекты правоотношения связаны между собой взаимными субъективными правами и обязанностями
Нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения Бюджетное законодательство РФ Указы Президента РФ Нормативные правовые акты Правительства РФ Акты федеральных органов исполнительной власти РФ Акты органов государственной власти субъектов РФ Акты органов местного самоуправления
Структура бюджетных правоотношений Структура бюджетных правоотношений представляет собой внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правоотношения. Структуру бюджетных правоотношений образуют следующие три элемента: субъекты правоотношения; содержание (юридическое и материальное) правоотношения; объект правоотношения.
Бюджетные правоотношения объект субъект содержание Объектом бюджетных правоотношений является то, на что направлено поведение их участников. В данном случае это прежде всего денежные средства (материальное благо), которые аккумулируются в государственных и местных бюджетах, распределяются и используются Сюда относятся все носители бюджетных прав и обязанностей в сфере образования государственных и местных бюджетов, их распределения и использования. Составом субъектов бюджетного права охватываются: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации, административно- территориальные образования; органы государственной власти и местного самоуправления; иные субъекты. Юридическо содержание БП образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов - участников рассматриваемых общественных отношений. Материальное содержание БП представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.
Виды бюджетных правоотношений 1 ) по характеру: ·материальные – закрепляют содержание бюджета: состав доходов и расходов, полномочия различных органов власти в бюджетной сфере и т.д.; ·процессуальные – закрепляют порядок функционирования бюджетной системы: порядок осуществления бюджетного процесса) составления, утверждение, исполнение и отчет об исполнении бюджета), формирования бюджетных и внебюджетных целевых фондов. 2) по субъективному составу: · отношения по формированию федерального бюджета; · отношения по формированию бюджета субъекта РФ; · отношения по формированию местного бюджета.
Особенности бюджетных правоотношений - Обязательным субъектом бюджетных правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). Юридические и физические лица в состав субъектов бюджетных правоотношений не входят. При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко определены нормативно- правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон; - Бюджетные правоотношения являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона о бюджете (федеральном, субъекта Федерации или муниципального образования) на очередной год; - Обязательным объектом бюджетных правоотношений являются соответствующие денежные фонды - бюджеты различных уровней.
Спасибо за внимание !