УРОК РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА Тема. Развитие речи. Стихосложение. «Осеннее настроение» 4 класс Учитель: Тулякова Татьяна Владимировна
Стихосложение
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин. В лесу было тихо и спокойно. Вся природа уснула до весны. Листья пушистым ярким ковром Накрыли озябшую землю.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин.
1 закон стихосложения – обязательное наличие рифмы.
Зайка- Лес-
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской.
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На берег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чередой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. Что изменилось? Стихотворение расползается, теряется его энергетика, ритм. Значит, ритм – важнейший атрибут стихотворения.
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской.
Чредой из вод выходят ясных.
Так ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку(стих). Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение. Четыре стиха образуют четверостишие.
2 закон стихосложения – соблюдение ритма.
Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на Солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. … … … …
На полянку мы заходим, Много ягод там находим. Земляника так душиста, Что не лень нам наклониться. четверостишие
На полянку мы заходим, Много ягод там находим. Земляника так душиста, Что не лень нам наклониться. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на Солнце посмотрели, И их всех лучи согрели.
Оказывается, стихотворения, могут быть написаны смежной, перекрёстной и охватной рифмами. Что же это за рифмы такие? Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. Это перекрёстная рифма.
Оказывается, стихотворения, могут быть написаны смежной, перекрёстной и охватной рифмами. Что же это за рифмы такие? Были бури, непогоды, Да младые были годы! В день ненастный, час гнетущий Грудь подымет вздох могучий... это смежная (парная) рифма.
Оказывается, стихотворения, могут быть написаны смежной, перекрёстной и охватной рифмами. Что же это за рифмы такие? Всходили робко облака На небо зимнее, ночное, Белела в мертвенном покое Оледенелая река. это опоясывающая(кольцевая) рифма