Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г ФЗ Принято Государственной думой 21 декабря 2012 г. Одобрено Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Назначение, направленность, объем закона (Глава 1) Предметом регулирования закона является общественные отношения, возникающие в сфере образования, в связи с реализацией права на образование. Закон устанавливает: правовые, организационные, экономические основы образования в РФ; основные принципы гос политики РФ; общие правила функционирования системы образования. Закон определяет правовое положение участников. Объем – 15 глав, 111 статей
Существенное отличие Закон 1992 и 1996 гг.Закон 2012 года - Название ФЗ «Об образовании» - «Воспитание и обучение в интересах человека, государства и общества…» - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - «Воспитание и обучение в интересах человека, СЕМЬИ, общества и государства…» 3
Структура системы образования (ГЛАВА 2 ст. 10) СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС; ФГТ; Образовательные программы Организации, осуществляющие обр. деятельность; Педагоги, Обучающиеся; Родители (Законные представители) Органы управления образованием Организации, обеспечивающие образовательную деятельность и осуществляющие оценку качества образования Объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования
Уровни общего образования (п. 4, ст. 10) 1 Дошкольное образование 2 Начальное общее образование 3 Основное общее образование 4 Среднее общее образование Что изменилось: Дошкольное образование вводится как самостоятельный уровень общего образования; Уточнение наименования: среднее (полное) общее образование называется «среднее общее образование»; Ступени общего образования = Уровни образования. Термин «ступень» – не используется.
6 Становится ли дошкольное образование обязательным? Федеральный закон 273-ФЗ закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления. В отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования получение дошкольного образования не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.
7 Виды образования (п.2. ст. 10) Общее Профессиональное Дополнительное Профессиональное обучение
Образовательные программы (ст. 12) -Основные общеобразовательные программы -Основные профессиональные образовательные программы -Образовательные программы среднего профессионального образования -Образовательные программы высшего профессионального образования -Основные программы профессионального обучения 8
9 Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ
Ст. 14 Язык образования Государственный язык РФ - русский Ст. 15 Сетевая форма реализации образовательных программ – возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность Ст. 17 Формы получения образования и формы обучения: -В организациях, осуществляющих образовательную деятельность -Вне этих организаций (в форме семейного образования и самообразования) -Очная -Очно-заочная -- Заочная 10
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность Ст. 23. Типы образовательных организаций -Дошкольная образовательная организация – ОО, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми -Общеобразовательная организация -Профессиональная образовательная организация -Образовательная организация высшего образования Ст. 25 – Устав ОО Ст. 26 – Управление ОО Ст. 27 – Структура ОО С. 29 – Информационная открытость ОО 11
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Ст Обучающиеся, их права, обязанности, соц. гарантии Ст. 44 Права, обязанности, ответственность родителей 1. Преимущественное право на воспитание и обучение детей. Обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка 2. ОО оказывает ПОМОЩЬ в воспитании и обучении детей. 3. Права: -На выбор ОО, формы получения образования и формы обучения, дополнительных обр. услуг из перечня ОО -Дать ребенку образование в семье -Знакомится с НЛА ОО -Знакомиться с содержанием образования -Защищать права и интересы ребенка -Получать информацию о всех видах планируемых обследований, давать согласие на них, присутствовать при процедуре -Принимать участие в управлении организацией 12
4. Обязанности родителей: -Обеспечить получение детьми общего образования -Соблюдать ПВР образовательной организации -Уважать честь и достоинство работников ОО -Иное (предусматривается договором с ОО) Ст. 45 Защита прав обучающихся и родителей -Обращаться в органы управления образованием -Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (в ОО). 13
Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники ОО Ст. 46 Право на занятие педагогической деятельностью Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам. - Номенклатура должностей педагогических работников, утв. Постановлением правительства от года Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от н (действует до ) 14
Академические права, свободы и гарантии педагогических работников (ст. 47) СВОБОДЫ и ПРАВА: -Свобода преподавания -Свобода выбора средств, методов, форм обучения -Право на творческую инициативу -Право на разработку программ, методов -Право на выбор учебно-методической литературы (!!!) -Право на осуществление научной деятельности -Право на бесплатное пользование библиотеками, НМЦ -Право на участие в управлении образовательной организацией право на объединение в общественные профессиональные организации -Право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений -Право на защиту профессиональной чести и достоинства, нарушения норм профессиональной этики 15
Трудовые права и социальные гарантии -Право на сокращенную продолжительность рабочего времени -Право на дополнительное профессиональное образование (не реже, чем раз в 3 года) -Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый трудовой отпуск -Право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы -Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости -Иные права, предусмотренные ФЗ-ми 16
Обязанности и ответственность педагогических работников (ст. 48) -Осуществлять педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать реализацию образовательной программы в полном объеме -Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, профессиональную этику -Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений -Развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности и т.д. -Применять педагогические обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы и средства обучения -Учитывать психофизические особенности детей и состояние их здоровья -Систематически повышать свой профессиональный уровень -Проходить аттестацию на СЗД -Проходить периодические и внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя -Проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда -Соблюдать локальные акты образовательной организации 17
18 Аттестация педагогических работников (ст. 49) - Цель – подтверждение соответствия занимаемой должности или установление кв. категории. - Периодичность – 1 раз в 5 лет. - Аттестационная комиссия формируется самостоятельно организацией либо органами исполнительной власти, в зависимости от цели аттестации. - Порядок проведения аттестации устанавливается органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке гос политики и н-п регулированию в сфере образования. 6 глава Основания возникновения и прекращения обр. отношений
Ст. 64 Дошкольное образование Глава 7. Общее образование Дошкольное образование Развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств Формирование предпосылок учебной деятельности Сохранение и укрепление здоровья детей Формирование общей культуры
Глава 12. Управление системой образования Структура управления 20 Федеральные органы исполнительной власти: Министерство образования и науки РФ Министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов Органы исполнительной власти субъектов РФ: Министерство науки и образования Архангельской области Министр Скубенко Игорь Васильевич Органы местного самоуправления: МО «Город Архангельск» Департамент образования Директор Огибина Татьяна Сергеевна Огибина Татьяна Сергеевна Начальник отдела дошкольного образования Филимонова Нина Сергеевна
Государственная регламентация образовательной деятельности (ст. 90) 1) Ст. 91 Лицензирование образовательной деятельности (Лицензия)(Лицензия) 2)Ст. 92 Государственная аккредитация образовательной деятельности (по основным образовательным программам за исключением дошкольного образования) 3)Ст. 93 Государственный контроль (надзор) в сфере образования 4) Ст. 97 Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования 21
Приказ министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года 1014 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования 22
Назначение: регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях 23 Формы получения образования В образовательной организации В форме семейного образования
24 Виды групп в ДОО Общеразвивающей направленности Компенсирующей направленности Комбинированной направленности Оздоровительной направленности Группы по присмотру и уходу 2 мес. – 7 лет Семейные дошкольные группы Группы детей раннего возраста 2 мес. – 7 лет
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!