Работы выполнила: Круглова Оксана 10 «А»
Знаменитым А. А. Фет становится в 40-е годы. Несмотря на тематическую бедность его стихи удивительно талантливы, они пронизаны достаточно ярким импрессионизмом, детальным описанием состояния души человека, мгновенных событий и так далее. Популярность поэзии поэта объясняется еще и тем, что его стихи хорошо ложатся на музыку. В романсы превратились такие стихотворения, как "Сияла ночь", "Я тебе ничего не скажу", "На заре ты ее не буди" и многие другие.
Как и у большинства поэтов чистого искусства в его творчестве прослеживаются две ведущие темы: любовь и красота природы. По сравнению с Тютчевым Фета нельзя назвать поэтом-философом. Он всегда старался реально описать мир, представить его таким, какой он есть на самом деле. Его стихотворения представляют собой лирические зарисовки, в которых значительно преобладают красота и изящество. Никогда предметом поэзии Фета не становилось зло или социальные проблемы. Лирический герой поэта не знает страданий и скорби, не думает о смерти, не видит зла. Он живет в прекрасном, беззаботном и светлом мире, созданным разнообразными бесконечно прекрасными картинами природы.
С художественной точки зрения его стихи гениальны. Изящество стихотворения "Шепот - робкое дыхание", над которым посмеивались многие современники, может быть доступно только проницательному читателю. Поэт олицетворяет природу, стремится показать ее живое начало и земную необыкновенность. Замечательны такие стихотворения как "Я пришел к тебе с приветом", "Какая грусть" и так далее.
Любимое время суток поэта - утро. Он воспринимает утро не только как начало дня, но и как начало нечто нового, что может внести некоторые изменения в жизни людей. Фет отождествляет утро с чем-то светлым и спокойным, а, значит, предполагаемые перемены должны быть только благоприятными. В отличие от тургеневского Базарова лирический герой Фета понимает, что природа - это храм, и человеку у природы надо многому учиться.
В стихотворении "Ласточки" поэт сопоставляет жизнь человека и его стремления с вольной жизнью птиц, которым открыты любые стихии. Природа, по его мнению, является одной неразрывной целой частью, где стерты всякие границы для обитателей неба и земли. В отличие от птиц человеку не может быть все дозволено. Хоть людям отведено природой свое место в жизни, человек все равно всегда находится рядом с природным миром. Ему необходимо беречь и уважать его красоты и божественное начало.
На протяжении всего творчества А. А. Фета в стихотворениях поэта прослеживаются часто повторяющиеся мотивы природных стихий (огня, воды), движения и полета, двоемирия, гадания, времен года и некоторые другие. Конечно, акцентуация поэта на какие-либо определенные моменты носит в его творчестве относительный характер.
Переживания лирического героя многим напоминает внутренние переживания Фета. Многие из его стихотворений в некотором образе являются отражением его душевного состояния. Например, мотив закономерности смены времен года свидетельствует о переменном состоянии души поэта. В стихотворениях, где поэт описывает какое-то одно время года ("Уж верба вся пушистая"), мы понимаем, что душу поэта ничего не тревожит. Мы проникаемся чувством ласки и нежности, мы с нетерпением ждем весны. Однако в некоторых стихотворениях поэта отражена быстрая смена времен года, что свидетельствует о внутренних переживаниях Фета.
Мотив гадания, присутствующий в стихотворениях поэта, свидетельствует о желании предвидеть свою судьбу, которая так и не раскрывает всех своих тайн ("Помню я: старушка- няня").
В последние годы Фет, будучи уже пожилым человеком, преимущественно писал о любви. Его герой - это горячий и пылкий юноша. Особенно популярными становятся такие стихотворения как "Нет, я не изменил", "Еще люблю, еще томлюсь" и некоторые другие. Сквозным мотивом любовной лирики поэта является воплощения огня. Его стихотворения были посвящены только одной девушки, к которой он испытывал самые нежные и искренние чувства, Марии Лазич.
По мнению многих людей ее смерть была случайной, яко бы ее платье вспыхнула от зажженной спички. Но некоторых не оставляет мысль, что девушка покончила жизнь самоубийством. В своих стихотворениях Фет обращается к возлюбленной как к живому человеку. Его воспоминания настолько ярки и эмоциональны, что читателю, который ближе знакомится с биографией поэта, порой трудно понять, почему А. А. Фет перестал общаться с Марией, отказавшись жениться на ней. Мотив любви и горения тесно переплетаются в последних стихотворениях поэта, в одном из которых его лирический герой назовет себя "палачом". Образ живого героя, чья душа давно умерла, переплетается с образом погибшей героини, которая продолжает жить в его воспоминаниях.
Любовная лирика А. А. Фета многим отличается от стихотворений, посвященных красоте природы. Поэт безбоязненно описывает свои чувства и переживания. Прибегая к различным методам, он открывает свою душу читателям, ничуть не опасаясь общественного мнения. Трагедия неразделенной любви прослеживается во многих стихотворениях Фета, в которых раскрываются нам многие факты из его биографии.