Городская агломерация это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций одна из стадий урбанизации.
Столица России Москва крупнейший промышленно- транспортный узел, центр науки и культуры. Возникший в XII в. (первое упоминание в летописи 1147 г.) как небольшая крепость на окраине Владимиро-Суздальской Руси, город Москва уже через столетие претендует на роль общерусского центра, а затем и столицы России.
Первый из них географическое положение. Чрезвычайно удачным было «микро»- и «мезоположение» Москвы, особенно транспортно-географическое. Москва была связана водными путями с бассейнами рек Оки и Волги. Сама река Москва, на которой возник город, левый приток Оки. Ее собственные притоки через волоки соединялись с Клязьмой, текущей во Владимиро- Суздальскую землю (р. Яуза, впадающая в Москву в черте города), с Волгой и реками бассейна Днепра. Водные пути дополнялись пересекающимися в районе Москвы сухопутными дорогами. Центральным было положение Москвы на «макроуровне» по отношению к великокняжескому Владимиру, крупным центрам княжеств Рязани, Твери, Ростову, а также более отдаленным центрам Киеву, Великому Новгороду, Булгару (на Волге).
Второй важный фактор исторический был связан с ослаблением конкурентов Москвы, особенно Твери, в результате нашествия татаро-монголов. Затем после усиления Москвы она сама подавляет и завоевывает конкурентов (Великий Новгород, Казань, Смоленск). Третий фактор превращение Москвы в центр Русской православной церкви, что резко усилило воздействие Москвы на многие русские земли. Как и все старинные города-крепости, Москва имеет радиально-кольцевую структуру. Растущую Москву опоясывали все новые и новые кольца: крепостные каменные стены Кремля, Китай-города, Белого города. Дальше от центра их сменяли земляные валы и рвы. От Кремля радиусами расходились дороги, связывающие Москву с окружающими ее городами. Эта структура сохранилась и до наших дней. Только теперь на месте кольцевых стен и валов проходят широкие улицы. Город в течение многих веков отодвигал свои границы. Его площадь увеличилась в 5 раз. На юго-западе он включает Теплостанскую возвышенность, на северо-западе в границы города заходят отроги Клинско-Дмитровской гряды, а на востоке Мещерская низменность с лесными массивами.
Границей современной Москвы еще недавно была кольцевая автомагистраль протяженностью 107 км (МКАД). В настоящее время город вышел за ее пределы. Радиально-кольцевая структура Москвы повторяется в особенностях территориальной структуры хозяйства и расселения, опорного каркаса Центрального района. Вдоль радиусов сгустков транспортных путей концентрируется население. В местах пересечения радиусов кольцевыми трассами формировались экономические центры. Характер заселения территории, его плотность четко меняются в кольцевых зонах на разных расстояниях от Москвы. Нынешняя карта Москвы. Карта 1934 года.
Москву можно рассматривать на нескольких территориальных уровнях: а) во-первых, Москва в административных границах, проходящих по МКАД с отдельными участками, вышедшими за ее пределы; б) Москва в реальных границах, находящихся в км от МКАД, большая или фактическая Москва, включающая десятки городов и поселков ближайшего пригорода, сросшихся со столицей; в) пригородная зона с городами Московской агломерации и границей, расположенной в 7080 км от МКАД, единая экономическая и рекреационная зона, где концентрируются основные дачные и садовые участки москвичей, система пансионатов и домов отдыха (второе внешнее кольцо); г) Московский столичный регион, включающий в себя всю Московскую область и ряд районов и городов других областей (третье кольцо)
В Московском узловом районе на протяжении веков сохраняются центр и главные направления радиусов развития, его транспортных связей. Население Москвы уже к концу XIV в. насчитывало более 30 тыс. чел. По данным первой Российской переписи (1897 г.), число жителей Москвы превышало 1 млн. Перед Первой мировой войной в Москве проживало 1,6 млн чел. После Второй мировой и Гражданской войн население уменьшилось. Дальнейший рост числа жителей был связан с индустриализацией и включением в границы города новых территорий (рис. 79). К 1959 г. население Москвы превысило 6 млн чел., в 1979 г. 7,8 млн чел., в 2007 г. 10,4 млн чел, на 1 января 2012 года человек Для Москвы характерно также, что ее дневное население значительно превышает ночное. Более 700 тыс. чел. ежедневно приезжают в Москву на работу. Около 200 тыс. москвичей работают в Подмосковье. Много жителей Подмосковья приезжают в Москву по хозяйственным нуждам.
С 1990 г. число постоянных жителей в городе сокращалось ежегодно на 5060 тыс. чел., что связано главным образом с резким уменьшением рождаемости и ростом смертности. С другой стороны, в Москве проживает более 0,5 млн чел. без определенного места жительства. Кроме того, в Москву прибывает много туристов, гостей, командированных, бизнесменов, транзитных пассажиров, что составляет более 600 тыс. чел. Численность немосквичей в Москве в зимний период составляет 1,82 млн чел., а летом она возрастает до 2,53 млн. Поэтому при официальном росте числа жителей до 10,4 млн чел. фактически реальная численность дневного населения составляет от 12 до 13 млн чел.
В Москве и Московской агломерации городов сформировался научный, промышленно-транспортный узел. За время советской власти изменилась отраслевая и территориальная структура его экономики. Вместо преобладавших в «ситцевой» Москве легкой и пищевой промышленности ведущим стало машиностроение, в том числе оборонное. В машиностроении столицы особая роль принадлежит аэрокосмическому комплексу, производству электротехнического оборудования, а также электронике, микроэлектронике и нано- технологиям, развивающимися в Зеленограде, который является одним из округов Москвы. Заметную роль в промышленности города играют предприятия пищевой промышленности и полиграфии. Последние представлены типографиями, выпускающими более половины газет и книг, издаваемых в России. Типографии концентрируются в центре города.
Средневековая радиально-кольцевая структура планировки является типичной для Москвы. Ранее при постоянном удлинении транспортных радиусов внутри города использовались только два кольца Садовое и отчасти Бульварное, а также Московская кольцевая автодорога (МКАД). Теперь построено третье кольцо и завершается строительство четвертого. Но транспортные кольца внутри города не могут решить чрезвычайно сложную проблему растущего потока автомобилей. Два раза в сутки, утром и вечером, возникают транспортные пробки на пересечении радиусов с другими улицами и в центре города, где расположено большинство учреждений. Уже давно было предложено решить проблему пробок путем строительства скоростных магистралей, соединяющих окраины города, минуя центр. Москва не только важнейший торгово-финансовый центр страны. Здесь находится Российская академия наук и целый ряд отраслевых академий, множество научно-исследовательских институтов. В Москве много вузов, в том числе университетов и учебных академий. Москва это и центр русской культуры. Здесь расположены знаменитые театры, концертные залы, музеи. Своими культурно- историческими памятниками и неповторимым обликом Москва привлекает туристов из всех районов страны и многих зарубежных стран.
В Московской области 80 городов, из них 20 имеют население более 100 тыс. жителей. Городское население области в 2007 г. превысило 5300 тыс. чел., что составляет около 80% общего населения области. В пригородной зоне на транспортных радиусах расположены города крупные научно- производственные центры: Жуковский, где находится Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Подольск, Электросталь, Троицк, Истра.
Близ границы области расположены древние города. На юге, при впадении реки Москвы в Оку, лежит Коломна промышленный (производство тепловозов), научный и транспортный центр с древним кремлем. Серпухов, также лежащий на Оке, научно-производственный центр. В городе сохранились остатки кремля. Близ города находится Приокско-Террасный биосферный заповедник. На севере области расположен город Дмитров, как и Москва, основанный Юрием Долгоруким. Это центр промышленности и культуры, порт на канале им. Москвы.
Сергиев Посад центр Русской православной церкви, историко-культурный и промышленный центр. В городе сохранились художественные народные промыслы, например изготовление игрушек. На транспортной магистрали, ведущей в Санкт- Петербург, расположен Клин, где находится Дом- музей великого композитора П. И. Чайковского. На востоке Московской области находится промышленная зона с текстильными, химическими и машиностроительными производствами.
Большая часть населения Москвы в настоящее время проживает в районах, примыкающих к ее окраинам (85%), с другой стороны, основная масса рабочих мест находится в центральных частях города. Происходит суточная маятниковая миграция населения к центру и от центра. Она дополняется суточными маятниковыми миграциями жителей Подмосковья, работающих в Москве, и москвичей, работающих в ближнем Подмосковье. В выходные дни суточные маятниковые миграции заменяются (особенно летом) потоками москвичей, выезжающих на дачные участки и на отдых в Подмосковье