Уважаемые студенты! Вашему вниманию предоставляется методический материал – презентации лекций по психологии физической культуры и спорта, которые помогут.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 1 ЛЕКЦИЯ 1. «Теория и методика обучения физической культуре» (ТиМОФК) в структуре подготовки педагога физической культуры. 1.
Advertisements

Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Психологические закономерности формирования личности в тренировочном процессе.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный государственный Университет физической.
Значение физической культуры для укрепления организма и закаливания воли Физическая Культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение.
Кафедра психологии им. А.Ц. Пуни Дисциплина по выбору СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Для направлений: ФОТ; ДР; ФО 7 семестр.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
Единство обучения воспитания и развития ребенка в процессе образовательной деятельности физическими упражнениями.
Управление образования администрации Прокопьевского муниципального района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Котинский детский.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
СЕМЬЯ И ШКОЛА: ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовила: учитель физической культуры ГБОУ шк. 476 Третьякова Е.О.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Дополнительная общеобразовательная программа «Дзюдо» (физкультурно – спортивная направленность) возраст детей: лет срок реализации: 3 года Составитель:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Спортивная деятельность в работе классного руководителя.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Методическая работа в ОГОУДОД ДЮСШ «ЮПИТЕР». Адрес учреждения: Томская область, г. Томск, ул.79 Гвардейской дивизии 10/3, тел. ( )
А ДАПТАЦИЯ Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Транксрипт:

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предоставляется методический материал – презентации лекций по психологии физической культуры и спорта, которые помогут вам при самостоятельном изучении некоторых тем.

Психология физической культуры и спорта Для групп СО ИСМД каф. ФОСР Преподаватель: канд. мед. наук профессор Арапко.Л.П

«Предмет психологии физической культуры и спорта».

План : 1. Предмет психологии ФКиС 2. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта 3. Задачи психологии физического воспитания и спорта 4. История развития психологии спорта

1. Предмет психологии ФКиС Психология физического воспитания и спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки.

Объектом рассмотрения в этом курсе являются: 1. учитель физической культуры как личность и профессионал, 2. учащиеся как личности и как коллективы, 3. педагогический процесс как совместная деятельность учителя и учащихся

Предметом рассмотрения являются психологические особенности учителя физической культуры, учащихся, а также педагогического процесса обучения и воспитания учащихся.

Задачами курса «Психология физического воспитания» являются: 1. Содействие формированию мировоззрения у будущих учителей физического воспитания, их личностному росту; 2. Вооружение студентов основами психологических знаний: о методологии психологии, закономерностях развертывания психических явлений, нравственного и психического развития учащихся, о формировании учебных коллективов при занятиях физической культурой; 3. Формирование у студентов умения анализировать педагогические ситуации, проникать во внутренний мир учащихся, применять психологические знания в практике общения, обучения и воспитания; 4. Формирование творческого подхода к своей профессии у студентов факультета физического воспитания.

Предмет «Психология физического воспитания» является частью более общего курса «Психология физической культуры», который включает, кроме того, следующие предметы: «Психология спорта (массового и высших достижений)» и «Психология рекреационной физической культуры», связанной с психологическим обоснованием занятий населения в группах здоровья. Разделение этих учебных предметов, несмотря на их некоторую общность, вызвано запросами практики в связи с тем, что цели физического воспитания, рекреационной физической культуры и занятий спортом во многом стали специфичными, так же как и объекты, с которыми они имеют дело, затрачиваемое время и усилия, мотивы занятий и т. д.

Рассматривая данный вопрос, следует дать краткую характеристику, во- первых, психологии физического воспитания и, во-вторых, психологии спорта. 1. Основная задача психологии физического воспитания помочь рациональному решению практических вопросов обще оздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании. 2. Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. В процессе занятий спортом человек приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. Спорт - это особый, специфичный вид, деятельности человека. 2. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта

Отличительные и связующие черты психологии физического воспитания и спорта 1. Цель физического воспитания развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья. Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности. 2. Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т.д.), при этом решаемые задачи носят общий характер. Спорт, как специфичный вид деятельности, в основном решает проблемы специальной подготовки человека к достаточно высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направленность задач. 3. Практически занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности. Спортивная деятельность обязательна не для каждого человека. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди, которых называют спортсменами. Спортивная деятельность достаточно трудоемка и требует от человека значительных физических и психологических напряжений. Поэтому занятия спортом это приоритет немногих. 4. Физическое воспитание обязательная учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, специальных профессиональных учебных заведений, вузов). Спортивные организации - это добровольные общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных едиными идеями, интересами и целями.

1. Специфические задачи а)оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья; б)ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. 3. Задачи психологии физического воспитания и спорта

2. Общепедагогические задачи а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание; б)воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности. Основные цели психологии спорта это изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

4. История развития психологии спорта Психология спорта -молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю. Ha первом этапе развития, этапе зарождения, психология спорта выступала в основном как познавательно- описательная дисциплина, необходимая для психологического описания спортивной деятельности. Ее отличала познавательная направленность. Вначале изучался вопрос о влиянии занятий физическими упражнениями на психические процессы человека. В дальнейшем психология спорта расширила круг исследовательской работы. В первую очередь это коснулось вопросов специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида деятельности человека. В этот период большое значение уделялось роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных двигательных навыков, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, их роли в спорте, а также исследованиям пред­стартовых и стартовых психических состояний и т.д. В этот период началось и изучение специфики различных видов спорта.

2. На втором этапе, этапе становления, психология спорта стала приобретать профессиональную направленность как прикладная отрасль знания. Теперь возрастала роль разработки теоретических аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении практических проблем. Существенно также, что на этом этапе психология спорта стала опираться, в основном, на теорию и методику спорта. Вначале значительное внимание уделялось воспитанию и развитию волевых качеств, затем сформировалась идея психологической подготовки спортсменов, столь же необходимой, как техническая или физическая. Разрабатывались проблемы общей психологической подготовки, совмещающей особенности технической, физической и тактической, а кроме того, и вопросы воспитания личности спортсмена и формирования спортивного коллектива. Особое место занимали исследования в области психологических особенностей «спортивной формы».

3. Для современного этапа характерно сохранение психологии спорта как познавательно-практической дисциплины. Сохраняя прежние направления работы и учитывая существующие сегодня проблемы психологии спорта, этот этап развития психологической науки о спорте отличается тем, что в ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта. практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.

Литература: 1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта.- М., Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, Ильин Е.П. Психомоторная организация человека.- СПб.:Питер, Попов А.А. Психология: учебное пособие для ИФК - М., Радионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. М., 2

ВОПРОСЫ: 1. Что включает в себя предмет рассмотрения спорта ? 2. Что является объектом рассмотрения ФКиС ? 3. Что является предметом рассмотрения …… ? 4. Что такое взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта ? 5. Цель физического воспитания ? 6. Перечислите задачи психологии физического воспитания и спорта !? 7. Перечислите этапы психологии спорта.