основана на медицинском страховании, исходящем из принципа обязательной солидарности, а также общей доступности услуг, предлагаемых частно-правовыми производителями медицинских услуг. Фонд ОМС Эстонии в настоящее время контролирует 85% государственных расходов на здравоохранение. Такой высокий уровень объединения страховых и бюджетных средств облегчается тем, что в этой стране основная часть поступлений средств ОМС формируется на основе страхового взноса. Его размер составляет 13% от фонда оплаты труда. Система ОМС в относительно небольшой мере зависит от общих бюджетных приоритетов. Система здравоохранения Эстонии
переход от традиционной поликлинической системы к модели общих врачебных практик (ОВП). Основная часть поликлиник была преобразована в частные ОВП. Узкие специалисты (кардиологи, хирурги и пр.), ранее являвшиеся сотрудниками поликлиник, открыли собственные практики либо стали штатными врачами больниц, совмещая оказание стационарной и амбулаторной помощи. Эти два параллельных процесса существенно изменили всю систему оказания медицинской помощи в стране. было установлено, что врачи первичного звена должны обязательно выдавать направления пациентам к узким специалистам. При этом были сделаны исключения для ряда специалистов, к которым население может обращаться напрямую (гинекологи, офтальмологи, травматологи, дерматовенерологи, психиатры).
в Эстонии достаточно высока. По данным социологического опроса, проведенного по заказу Фонда ОМС, в 2007 г. 99% пациентов с острыми состояниями имели возможность обратиться к ВОП в пределах того же дня, 99% пациентов с хроническими состояниями - в пределах трех дней. Это соответствует установленным предельным срокам ожидания.
Чтобы повысить доступность услуг, с 2005 г. была создана "горячая линия", финансируемая Фондом. Телефонные консультации на русском и эстонском языках в пределах первых пяти минут предоставляются бесплатно. Ими пользуется 17% населения.
В 1991 г. в стране с населением 1,5 млн чел. действовало 120 больниц, в которых было размещено 18 тыс. коек. Большинство из них трудно было назвать больницами, некоторые из них даже не имели врачей. Был взят курс на сокращение числа больниц и концентрацию стационарной помощи в крупных больничных центрах. Уже в 1995 г. число больниц сократилось до 83 (с общей мощностью 12 тыс. коек), а в 2001 г. действовало 68 больниц (в них функционировало 9 тыс. коек). разделение на больницы кратковременного лечения для острых случаев (acute care hospitals) и больницы для долгосрочного пребывания (long term care hospitals) - психиатрические, противотуберкулезные и пр.
Первый критерий - достаточность объема помощи в больнице для использования современных медицинских технологий и обеспечения высокого качества медицинской помощи; второй - доступность стационарной помощи (в пределах одного часа езды на автомобиле - 70 км).
Одним из самых интересных участники совещания признали доклад об опыте информатизации здравоохранения Эстонии. Уже сегодня пациент, приехавший на лечение из этой маленькой страны, например, в Казахстан, может предоставить врачу доступ ко всем медицинским записям о своем здоровье. В числе жизненно необходимых предпосылок внедрения электронных медицинских карт это единый идентификационный код, принятый в Эстонии в 1992 году, созданную в 2001 году единую инфраструктуру X-Road и использование идентификационной карты гражданина в Интернете с 2005 года.
Задача: Улучшение качества обслуживания и обеспечение удобства получения медицинских услуг для 1,3 млн граждан страны Решение: Интеграционная платформа WebMethods Создание центрального хранилища электронных медицинских карт пациентов (EHR) Обеспечение информационного взаимодействия и доступ к ЕHR в режиме on-line в любое время Результат: Все больницы Эстонии активно используют систему К июлю 2010 года система обрабатывала более 1.6 миллиона медицинских документов, с ежегодным приростом документов, в том числе содержащих изображения, например, рентгеновских снимков. С января по июль 2010 кол-во электронных предписаний выросло от до более чем