Основные направления в развитии искусства
Основные направления В течение второй половины XV и в XVI в. искусство Москвы стало общерусским национальным искусством, отражало идеи силы и значительности русского централизованного государства, приобрело черты торжественности и величавости. Сквозь религиозную оболочку все яснее стали пробиваться светские тенденции.
Главная идея: «Москва – третий Рим» Борьба идеологий выражалась в широком распространении различных ересей жидовствующих, Матвея Башкина, Феодосия Косого
в непримиримости позиций различных групп духовенства «нестяжателей» и «иосифлян», Нила Сорского и Вассиана Патрикеева, в публицистических сочинениях Ивана Грозного и Ивана Пересветова. Икона преподобного Нила Сорского
Передовые люди ратовали за приоритет разума в решении вопросов веры и этики. Иван Грозный. Парсуна Первопечатник Иван Федоров
Оборонное строительство в XVI в.: ансамбль Московского Кремля (верхнее фото) приобрел современный вид и был приспособлен к новому, «огневому» бою. Сооружались кремли в Нижнем Новгороде, Туле, стены Кириллово- Белозерского и Соловецкого монастырей (нижнее фото).
Успенский собор в Москве ( ), возведенный под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, был главной русской святыней, символизировавшей всю православную церковь. Здесь хранилась икона Владимирской Богоматери, здесь происходило венчание на царство и погребали русских митрополитов. Русским людям Успенский собор представлялся, по выражению Иосифа Волоцкого, «земным небом, сияющим, как великое солнце посреди Русской земли», церковь «чудна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством...»
В гг. итальянец Алевиз Новый строит Архангельский собор в Москве. Новшество - классический ордер
В древнерусское зодчество проникли некоторые архитектурные идеи итальянского Возрождения, влияние которых сказалось в большей гармоничности сооружений благодаря использованию классического ордера, он стал отпечатком светскости на церковных зданиях Московского государства
Из светских сооружений приемная великого князя Грановитая палата, построенная Марко Руффо и Пьетро Солари в гг. Снаружи стены Грановитой палаты отделаны граненым рустом, а портал богато декорирован рельефами, вырезанными из белого камня.
Шатровые церкви, характерный признак которых высокая центральная башня с маленьким куполом, выделялись своей устремленностью вверх, монументальностью, нарядностью. Церковь Вознесения в Коломенском (1532)
Развитие шатрового стиля: Покровский собор (храм Василия Блаженного) из девяти церквей- столпов гг.
Наиболее значительным живописцем конца XV-начала XVI вв. был Дионисий: в Пафнутьевом монастыре в Боровске, в Успенском соборе в Кремле, храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Светлое настроение праздничности. Удлиненные фигуры изящны, грациозны, порой почти нереальны: черты изысканного и пышного придворного искусства. Уверение Фомы. Павло-Обнорский монастырь
В 16 в. в живописи усложнялись композиции, массовые сцены, полные торжественного величия и пышности, основанные на знании «книжной премудрости» - иллюстрация притч.
Икона «Церковь воинствующая» - картина со сложным символико- аллегорическим сюжетом: учение о власти русского самодержца, данной и освященной богом, который предопределяет победу царя над врагом и осеняет своим благословением столицу русского государства Москву.
Искусство миниатюры: иллюстрации к «Летописному своду» - бытовые сцены, современные одежды, сооружения. Первопечатная книга: Иван Федоров в 1564 г. «Апостол», Никифор Тарасиев и Андроник Невежа.
Деятельность Симона Ушакова крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства.
Искусство сохраняло религиозный характер, но вместе с тем все более и более проникалось светским началом. В 17 в. стихия декоративности. В фантастически замысловатом узорочье выражается жизнерадостность, горячий интерес к окружающему.
Храм Михаила Архангела в Тропареве (1693)