100 лет экспедиции Владимира Александровича Русанова Автор :Пупырева Ирина ученица 8 «А» МКОУ ЦО.Возрождение р.п.Куйтун Иркутской области; руководитель: учитель географии Шакирова Наталья Леонидовна
Владимир Александрович Русанов родился в 1875 году в городе Орле, в семье купца II гильдии
Детство обучение в Орловской гимназии Увлекался чтением книг, описывающих приключения и путешествия, загородными прогулками, с которых возвращался с карманами, полными всевозможных камней. Это были его первые «геологические коллекции». В двенадцать лет, его устроили в это учебное заведение. Успехи юного Русанова в духовной семинарии были также не блестящими, особенно ненавистны были подростку «богословские науки».
Революционная деятельность В 1894 году девятнадцатилетним юношей он вступил в подпольный кружок, который в 1896 году вошел в состав социал-демократического «Рабочего Союза». Вскоре юноша стал одним из самых активных подпольщиков. Окончив весной 1897 года семинарию, Русанов поступил вольнослушателем на естественный факультет Киевского университета. Учёба его продолжалась недолго: замеченный в студенческих беспорядках, он был лишен права посещать лекции и выслан в Орел. 4 сентября его арестовали по делу «Рабочего Союза».
Ссылка В мае 1901 года на основании «высочайшего постановления» Владимира Русанова высылают на два года в город Усть-Сысольск Вологодской губернии. Незадолго до этого он женился на Марии Булатовой девушке незаурядных способностей и редких душевных качеств; невзирая на противодействие родителей, Мария последовала за мужем в ссылку.
Осенью 1903 года вместе с женой он уехал в Париж, где поступил в Сорбоннский университет на естественное отделение. Весной 1907 года В. А. Русанов возвратился в Россию. На этот раз один: его верная спутница жена умерла в 1905 году в Париже
Талантливый геолог Весной 1908 года экспедиция на Новую Землю Обследуя залив Незнаемого, Русанов сделал интересное открытие: на небольшом полуострове он обнаружил неизвестные до этого ископаемые организмы Эта экспедиция принесла Русанову славу талантливого геолога и смелого исследователя
Весной 1910 года его опять пригласили в Новоземельскую экспедицию, но на этот раз уже в качестве её начальника, летом 1911 года в четвертый раз отправляется на Новую Землю.
. Экспедиция на Шпицберген 9 июля 1912 года «Геркулес» вышел из Александровска-на- Мурмане под командованием капитана А. С. Кучина, имея на борту четырнадцать участников экспедиции Парусно-моторная шхуна « Геркулес » экспедиции В. И. Русанова.
16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген и вошел в залив Кломбай (Бельсунн), находящийся на западной стороне острова. Отсюда Русанов вместе с двумя матросами пешком прошел до восточного берега Западного Шпицбергена и обратно. Этот переход, совершенный в условиях горной местности, покрытой ледником, едва не закончился гибелью Русанова: на обратном пути он провалился в ледниковую трещину и только каким-то чудом задержался на небольшом выступе на краю глубокой пропасти. Из Бельсунна «Геркулес» перешел в Ис-Фьорд, а затем в Адвентбай. Обследовав все западное побережье острова, Русанов открыл богатые месторождения угля
К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. Помимо этого были собраны палеонтологические, зоологические и ботанические коллекции, а во время плавания на Шпицберген и в его прибрежных водах проведены океанографические исследования.
18 августа в Маточкином Шаре он оставил для отправки на материк телеграмму следующего содержания: «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо- западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам:Уединения, Новосибирск им, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов». Телеграмма, раскрывавшая план Русанова, была последним известием, полученным с «Геркулеса».
Поиск экспедиции Русанова Гидросамолет Нагурского Farman MF.11 в бухте Крестовая губа на Новой Земле.Нагурского Новой Земле. К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции (В. А. Русанова, Г. Л. Бруси лова и Г. Я. Седова) считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.
Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров
С восточной стороны поиск был поручен судам гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2-го ранга Б. А. Вилькицкого
В течение годов экспедиционные ледокол-пароходы «Таймыр» и «Вайгач» (командир П. А. Новопашенный) преодолели весь Северо-Восточный проход, впервые сделав это в направлении с востока на запад. Тем не менее, поиски годов не принесли результата. Где и при каких обстоятельствах погибла экспедиция Русанова, выяснить не удалось.
Надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913» В 1934 году на безымянном островке (сейчас остров Геркулес), находящемся близ берега Харитона Лаптева, был обнаружен столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913». В том же году на другом островке (ныне остров Попова-Чукчина, по имени участников экспедиции Русанова), расположенном в шхерах Минина, были найдены остатки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и другие вещи, принадлежавшие участникам экспедиции на «Геркулесе».
Судя по этим находкам, можно предполагать, что крайне неблагоприятные ледовые условия в 1912 году принудили «Геркулес» к зимовке где-то в районе северной части Новой Земли, а в следующем году Русанов, видимо, достиг Северной Земли.
В 1970-х годах экспедиции «Комсомольской правды» под руководством Дмитрия Шпаро и Александра Шумилова на протяжении 8 лет исследовали побережье Северного Ледовитого океана от Диксона до залива Миддендорфа.
Анализируя находки и имеющиеся сведения об экспедиции Русанова, Шпаро и Шумилов предположили, что «Геркулес» в 1912 году прошел в Карское море и в конце сентября встал на зимовку. Весной 1913 года во время короткого санного похода русановцы посетили остров Геркулес, где установили столб с надписью. Впереди было лето и предполагаемое освобождение судна из ледяной ловушки, поэтому никакого донесения в пирамиде у основания столба они не оставили. Однако летом судну освободиться не удалось, а на вторую зимовку уже не хватало продовольствия и топлива. Вероятно, в августе русановцы оставили судно и направились к мысу Стерлегова.
Именно здесь в 1921 году были обнаружены нарты, явно изготовленные на каком-то судне, о чем свидетельствовали крепления из медных корабельных трубок. Часть команды, по-видимому, двигалась по воде, а часть по суше. Об этом говорит костер на стоянке у полуострова Михайлова. Его разожгли на высоком месте, для чего приходилось таскать плавник с косы, хотя там гораздо проще было остановиться на привал. Вероятно, костер играл роль маяка сигнала для тех, кто двигался по воде. В тот момент положение русановцев, видимо, еще не было трагическим: из снаряжения здесь оставлены не самые важные вещи. На острове Попова Чухчина произошло что-то непоправимое трудно представить, чтобы люди могли выбросить собственные документы без веских на то оснований. Что же случилось с командой «Геркулеса»?
В 1988 году в журнале «Вокруг света» В. Троицкий сообщил о двух любопытных письмах, возможно, связанных с трагедией русановцев. В одном из них говорилось о двух загадочных могилах в районе реки Авам на Пясине, которые видела медсестра Корчагина в 1952 году. Ей удалось выяснить, что еще при царе кочевники-оленеводы нашли на побережье лодку, рядом с которой находились мертвые люди. Погибших похоронили вместе с документами и рукописями. В другом письме Л.Н. Абрамовой сообщалось, что в 1975 году старая долганка показала ей в пос. Новорыбное на берегу Хатанги две просевшие могилы, где, по ее словам, были похоронены русские беременная женщина и ее муж, которых родители долганки очень давно привезли еще живыми откуда-то из тундры. Они умерли, а в могилы вместе с ними положили рукописные книги, которыми погибшие очень дорожили.
Говорят, что женщина на корабле приносит несчастье, В экспедиции русского полярного исследователя Владимира Александровича Русакова женщина была - его невеста, француженка Жюльетта Жан, выполнявшая на судне роли натуралиста и врача. Увы, судьба экспедиции подтвердила справедливость старинного поверья.