Влияние физической культуры на здоровье ребёнка. Шелкова И.А., инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад 18» г.Гая Оренбургской области.
Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. Анатолий Васильевич Луначарский
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации физической культуры в детском саду.
Физкультурой заниматься Надо в форму одеваться! А в одежде повседневной, Заниматься даже вредно! Спортивная форма на физкультуре – одно из требований Сан Пин. Двигательная организованная образовательная деятельность (ООД) в детском саду обязательно требует соблюдения техники безопасности в зале. Спортивная форма - это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать, прыгать. Чтобы ребенку было удобно, необходимо быть в футболке, шортах, носочках и чешках. Чешки способствуют профилактике плоскостопия; носки должны быть обязательны и предназначены для частых стирок; шорты должны быть не ниже колен, чтобы не стеснять в движениях; футболка должна быть свободной, а не обтягивающей и короткой. Наличие всех выше перечисленных вещей несет в себе не только соблюдение и выполнение гигиенических и санитарных норм, но и выступает как один из элементов формирования эстетического вкуса детей.
Физическая культура является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. Дошкольный возраст является базисным в формировании у детей физического «резерва здоровья», обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Кроме того, физические упражнения оказывают большое значение для развития нервной системы, быстроты реакции, координации. Влияние физической культуры на здоровье ребенка трудно переоценить: улучшает обмен веществ; регулирует состав крови; благотворно влияет на физическое и психическое развитие; тренирует сердечно – сосудистую систему; является профилактикой ряда заболеваний, в том числе опорно- двигательного аппарата; повышает и способствует своевременному возникновению речевых навыков, их развитию и совершенствованию; улучшает внимание и познавательные способности детей.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно: ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться; обучать детей правилам безопасности; создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Физическая культура для дошкольников – это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения. Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствует развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной и т. д., подготавливает организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в процессе деятельности в течение дня. Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег, подпрыгивания, упражнения для разных мышечных групп.
Организованная образовательная деятельность по физическому развитию – это форма учебных занятий, обязательная в детских дошкольных учреждениях. В каждой возрастной группе решаются определенные программные задачи овладение детьми навыками основных движений: ходьба, бег, прыжки в длину, высоту, метание в цель, вдаль, лазание и т. д.
Дошкольниками используются разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве. Дошкольники умеют самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Развивается интерес к физическим упражнениям, дети пользуются физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время), а также в процессе игры взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
Спортивные упражнения включают катание на санках, ходьбу на лыжах, бег на коньках, езду на велосипеде, игру в городки и серсо. Все виды перечисленных спортивных упражнений широко используются родителями, когда ребенок дома – выходные, праздничные дни. Поэтому важно, что бы родители знали о допустимой длительности этих занятий, так же о том, какое благотворное воздействие оказывают спортивные упражнения на детский организм.
Таким образом, физическая культура существенно влияет на растущий организм ребенка. Разнообразная активная двигательная деятельность благотворно сказывается на развитии костно-мышечной системы, совершенствовании функций организма детей, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. У детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности. Главное, чтобы организованная образовательная деятельность по физическому развитию была для ребёнка желанной.