Социально-психологические технологии профилактики терроризма Зинченко Ю. П. декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, Президент Российского психологического общества Шилко Р. С. доцент факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Третий Международный Форум «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении информационной безопасности и противодействии терроризму» Гармиш-Партенкирхен (Германия), апреля 2009 г.
Методологические проблемы психологического изучения безопасности Безопасность как предмет научного исследования и как проблема практической деятельности Безопасность как междисциплинарная научно-практическая проблема Классификация видов (аспектов) безопасности Нормативно-правовое регулирование деятельности в области безопасности
Базовые методологические проблемы психологического изучения терроризма Внешний запрос к психологии vs. внутренняя логика психологического знания Категориальная неопределенность / плюралистичность / эклектичность Проблема определения понятий «террор», «терроризм», «террорист» и их соотношение с понятиями «экстремизм», «фундаментализм».
Концептуальная разобщенность исследований терроризма в психологии бихевиоризм (поведение террористов, определяемое внешними факторами) психоанализ (глубинная мотивация террористов) когнитивный подход (представления террористов и общества о терроризме) …
Интеграционная концептуальная основа психологического изучения терроризма Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский) Психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев) Терроризм как феномен социально обусловленный, имеющий исторические предпосылки и риски культурных последствий Терроризм как форма деятельности индивидуальной и коллективной: побуждаемая мотивами, направленная на достижение целей, использующая средства для решения задач
Направления практически ориентированных психологических исследований терроризма Ликвидаций последствий террористических актов (работа с пострадавшими и специалистами служб) Сопровождение проведения антитеррористических мероприятий Профилактика распространения террористической идеологии Предупреждение вовлечения в террористическую деятельность Психологическая подготовка специалистов по противодействию терроризму
Исследование вовлечения в террористическую деятельность В теоретическом плане: 1) разработка фундаментальной категориальной базы; 2) соотнесение и координирование различных подходов к проблеме; 3) создание адекватной теоретической модели. В практическом плане: 1) предложить научно обоснованные способы идентификации значимых моментов изучаемого процесса; 2) повышение эффективности всей системы контртеррористических и антитеррористических мероприятий.
Центр экстренной психологической помощи МЧС РФ
Московская служба психологической помощи населению
Потенциальные зарубежные партнеры Стэнфордский университет (США); Университет штата Нью-Йорк (США); Женевский университет (Швейцария); Университет Париж-10 (Франция); Университет Гумбольдта (Германия); Сити университет Лондона (Великобритания); …
ФИЛИПП ЗИМБАРДО (род ) Американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента. Один из авторитетнейших специалистов в области психологии терроризма, автор ряда научных и научно-популярных публикаций, редактор коллективных монографий.
Социально-психологические технологии профилактики терроризма Зинченко Ю. П. декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, Президент Российского психологического общества Шилко Р. С. доцент факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Третий Международный Форум «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении информационной безопасности и противодействии терроризму» Гармиш-Партенкирхен (Германия), апреля 2009 г.