Учительский потенциал: сущность и контексты обсуждения Нина Федоровна Ильина, к.п.н., заведующая лабораторией педагогических исследований nina@cross-ipk.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Advertisements

ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, в его отношении к вам,
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
Методическая работа в условиях инноваций. Требования к организации методической работы Ильина Нина Фёдоровна, к.п.н., доц., зав. научно-методическим отделом.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Сопровождение педагога в процессе конструирования новой образовательной действительности 26 мая 2011 года.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Мастер - класс Методические рекомендации по проведению.
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития.
Изменение методической работы на городском уровне в целях совершенствования профессиональных умений педагогических кадров, актуальных для современного.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Модель методической службы ГУО «Средняя школа 2 г.Сенно»
Активизация самостоятельной работы студентов при изучении специациальных и факультативных дисциплин. Исполнитель: Щербаков И.А. Научный руководитель: д.п.н.
Содоклад подготовлен: Соловьевой Е.Ю.. Почему дети не хотят работать совместно????
Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
Создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионального саморазвития, готовности к инновациям, созданию.
Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор его профессионального развития.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Транксрипт:

Учительский потенциал: сущность и контексты обсуждения Нина Федоровна Ильина, к.п.н., заведующая лабораторией педагогических исследований

Логика изложения 1.Постановка проблемы. 2.Что такое потенциал? 3.Особенности педагогической стратегии поддержки (сопровождения). 4.Размышления о поддержке учительского потенциала.

Постановка проблемы Создание условий для развития учительского потенциала, включенности педагога в процессы непрерывного образования является актуальной задачей. Предназначение методической деятельности - создание условий для профессионального развития педагога посредством организации его образования.

Что такое потенциал? Потенциал - совокупность имеющихся средств, возможностей в какой либо области[1].[1] Потенциал любой образовательной системы, как правило, определяется ее ресурсами и возможностями их эффективного использования. Потенциал - структурированный ресурс определенной мощности, а ресурс в свою очередь как разного рода источники возможного действия субъекта[2].[2] [1][1] Педагогический энциклопедический словарь – М., – 2002 – 286 с. [2][2] Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии С 3-18.

Ресурсный подход Ориентирует на стратегию изменений от наличного состояния педагогических кадров к формированию человеческого капитала в образовательной отрасли в целом и образовательном учреждении в частности, а именно на повышение качества профессиональной деятельности, формирование таких профессионально- личностных качеств как инициативность и творчество, а также становление умений по самопроектированию.

Учительский потенциал Совокупность навыков, знаний, способностей педагогов. Опыт Знания, представления Индивидуальность (мастерство, способности)

Учительский потенциал Источником накопления учительского потенциала является прогресс человеческих способностей: наличие субъекта способного, с одной стороны, развивать свои возможности, с другой – проектировать будущее и его созидать. ---?---? Аспекты деятельности учителя Учен. S 1 Учен. S 2

Особенности педагогической стратегии поддержки (сопровождения) Сопровождение - недирективная форма оказания психологической помощи, направленная на развитие и саморазвитие самосознания личности, помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [1].[1] Сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности» [2].[2] [1][1] Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст] / Ю.В. Слюсарев: Автореф. дис.... канд. психол. наук. С.-Пб., [2][2]. Мухина, В. С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности [Текст] / В. С. Мухина, В.А. Горянина// Материалы международной научно-практической конференции. / Под ред. В.А. Горяниной. М., С

Особенности педагогической стратегии поддержки (сопровождения) Особенностью концепций педагогического сопровождения является проектирование процесса сопровождения «от сопровождаемого». Данная стратегия основывается на компетентностном подходе, ориентируясь на образование «через деятельность», тем самым, разрешая вопросы о мотивации, целях, содержании, методах, средствах и результатах деятельности «сопровождаемого».

Поддержка учительского потенциала Необходимым условием осуществления поддержки учительского потенциала является целенаправленная работа, обеспечивающая готовность субъекта (в нашем случае педагога) к качественному осуществлению профессиональной деятельности.

Условия, необходимые для успешного развития учительского потенциала - сопровождение развития учительского потенциала должно осуществляться на основе компетентностного подхода; - процесс развития учительского потенциала должен быть непрерывен, т.к. становление практики образования – это постоянно изменяющийся процесс; - процесс развития учительского потенциала происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях (событиях);

Условия, необходимые для успешного развития учительского потенциала - образование педагога должно быть организовано, как непрерывный процесс достижения, поставленных образовательных задач и оформления новых; - так как любая деятельность человека включает решение задач именно поэтому целесообразно организовывать сопровождение развития потенциала на основе решения субъектом задач, присущих данному виду деятельности; - для осуществления развития учительского потенциала необходимо формировать у педагога представления об образе отдаленного будущего, о деятельности ближайшего периода, а также организовывать совместное проектирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов ему необходимых для ее реализации.

Сущность процесса развития потенциала педагога Разрешение индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе осуществления деятельности. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ.

Самоопределение Непрерывный процесс достижения, поставленных образовательных целей и задач, а также оформления новых. профма стерство Rf ЗнОп Ин

Образовательная среда 1 вариант - самостоятельно строить образовательную среду в границах определенного образовательного пространства 2 вариант - искать образовательную среду, созданную другими и использовать ее для реализации собственной индивидуальной образовательной программы.

Спасибо за внимание