ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И СТАТИСТИКА ДТП МАГИСТРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ЮУрГУ – 030300.2010.066 Руководитель проекта, канд.психол.н., доц.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московский городской психолого- педагогический университет Научная работа на тему Восприятие стереотипного образа благополучия и успешности и идентификация.
Advertisements

Личностная тревожность студентов-психологов как проблема формирования адекватной самооценки Выполнила: Кандаурова А.Н. Руководитель: Замула А.А г.
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
Н АУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Влияние толерантности к неопределенности на продуктивность решения творческой задачи Меленчук Карина Вардановна МГППУ,
Проект «Эмоциональный показатели учебной деятельности выпускников 11 класса» Выполнила ученица 11 класса СОШ63 Шакипова Д.М.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: «Исследование взаимосвязи особенностей мотивации трудовой деятельности и самоактуализации личности» Негуляева Екатерина Александровна.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
Тема магистерской диссертации : ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ИНДИВИДУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ У СТУДЕТОВ ГУМАНИТАРНЫХ.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая.
ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТИРОВАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КОСТАЛЕС ЗАВГОРОДНЯЯ Анна Изабель Специальность: – общая психология, психология.
Выполнил: Студент 5 курса Мертёхин А. А.. В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества появилась проблема патологического.
Южный федеральный университет Факультет психологии Кафедра юридической психологии и военной психологии Трубиенко Ю. Т., студентка 4 курса ДО факультета.
LOGO Модель сохранения социально- психологического здоровья педагогов школы.
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
В ЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ. Выполнил: Качанов А.Ф. Студент 5 курса ЮФУ, психологического факультета, кафедры.
Модель социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость педагогов школы. Автор: Сверкунова Марина Сергеевна, педагог-психолог МОУ Толстомысенской.
ГОУ НПО ЛО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ 45». СТАТИСТИКА ГИБДД ГОДКОЛИЧЕСТВО ДТП ПОГИБЛОРАНЕНО*
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ Магистерская диссертация Бугаевой Е.И. Науч. руководитель: Кандидат психологи- ческих наук Беспанская-Павленко.
Деформации ценностно - смысловой сферы личности бизнесмена в его профессиональной деятельности Позднякова А. В Магистрант 2- го года. Иванова Н. Л. Профессор.
«Чтобы воспитать человека, нужно знать его во всех отношениях» К.Д. Ушинский.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И СТАТИСТИКА ДТП МАГИСТРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ЮУрГУ – Руководитель проекта, канд.психол.н., доц. каф. ПДиК И.В. Выбойщик Автор проекта студент группы ПМ-214 Ю.П. Попова Челябинск 2010

Сегодня сложно представить общество без автомобильного транспорта, и многие профессии связаны с управлением автомобилем. Автомобиль – транспортное средство повышенной опасности. Управление им предполагает ответственный подход к вождению, уверенность и спокойствие за рулем, способность к самоконтролю, терпеливость. Так, психологические особенности в той или иной мере могут влиять, а то и определять успешность водителя и степень безопасности управления транспортным средством. Данная область еще не была подробно исследована, нет средства диагностики риска ДТП, нет конкретных фактических данных о взаимосвязях психологических характеристик и частоты аварий.

ЦЕЛЬ: изучение взаимосвязей личностных качеств водителей с показателями их профессиональной успешности/неуспешности, а именно – со статистикой ДТП. ЗАДАЧИ: 1.Определить возможные психологические факторы, влияющие на аварийность для водителя. 2.Выявить степень выраженности вышеназванных факторов для выборки водителей и провести анкетирование той же выборки водителей для вычисления частоты ДТП испытуемых. 3.Провести корреляционный анализ, выявить значимые связи между психологическими факторами и частотой ДТП для выборки водителей. 4.Проанализировать различия частоты ДТП между подгруппами со средними, низкими и высокими показателями психологических факторов. 5.Подготовить исследовательскую базу для создания новой методики, диагностирующей показатели, коррелирующие со статистикой ДТП для водителей. 6.Разработать план создания и стандартизации новой методики для диагностики риска ДТП.

Объект исследования – психологическая компетентность водителей транспортных средств. Предмет исследования – специфика взаимосвязей психологических качеств личности водителя с частотой дорожно-транспортных происшествий с его участием. Гипотеза исследования: Психологические качества личности водителя влияют на вероятность дорожно-транспортного происшествия с его участием.

Психологические факторы, которые могут влиять на статистику ДТП для водителя уровень интеллекта личностная тревожность стрессоустойчивость полезависимость/поленезависимость социальность конфликтность самооценка конформность способность к быстрому принятию решений уверенность в себе, интроверсия, экстраверсия

Выборка: 87 человек (52 мужчины и 35 женщин) – водители в возрасте от 21 до 35 лет. ОграничениеПричина Реальный водительский стаж не менее двух лет Исключить влияние фактора малоопытности, как побочной переменной Возраст от 21 до 45 летИсключить влияние возрастных физиологических особенностей, которые могут выступить побочными переменными

Анализ корреляций между показателями ДТП и психологическими факторами Частота ДТП Напряженность Самоконтроль Агрессивность

Анализ различий частоты ДТП между подгруппами со средними, низкими и высокими показателями психологических характеристик Частота ДТП (в целом и с виновностью) у водителей с низкой выраженностью экстраверсии выше, чем у людей, высоко экстравертированных. Возрастает частота ДТП, не зависимо от виновности, от низкого к высокому уровню тревожности. Виновниками ДТП все они могут стать независимо от степени тревожности. Люди с высоким уровнем интеллекта попадают в ДТП (в целом) реже, чем люди со средним и низким. Водители с высоким уровнем эмоциональной устойчивости становятся виновниками аварий реже, чем те, у кого этот показатель низкий. Конформные люди чаще становятся виновниками аварий. Люди, сильно себя контролирующие (с высоким уровнем самоконтроля) попадают в ДТП чаще, чем те, у кого самоконтроль низкий (Возможно искажение? Стремление к самоконтролю) Чаще в ДТП попадают в целом и становятся их виновниками, как низко напряженные и неэнергичные, так и сильнонапряженные и энергичные водители.

Итого: Реже попадают в аварии нетревожные, неагрессивные, средне энергичные водители. Как правило, они – выраженные экстреверты с уровнем интеллекта не ниже среднего. Они не слишком скованны, но эмоционально устойчивы. Решения принимают самостоятельно, не ориентируясь на мнение общества. Виновниками же аварий чаще всего становятся конформные и эмоционально неустойчивые личности.

План разработки методики 1.Разработка теста-опросника, включающего вопросы по шкалам: Агрессивность Самоконтроль Напряженность Экстраверсия Тревожность Интеллект Эмоциональная устойчивость Конформность Напряженность, энергичность 2.Подборка репрезентативной выборки для проверки методики на надежность и валидность. 3.Проверка методики на надежность. 4.Проверка методики на валидность через сопоставление результатов с реальными данными частоты ДТП. 5.Проверка отдельных шкал (отдельных вопросов) опросника на валидность тем же способом (прагматическая валидизация через сопоставление с частотой ДТП).

Основной вывод и перспективы Сделанные выводы позволят однозначно утверждать, что связи между особенностями личности и статистикой аварийности существуют. Практическая значимость этого заключения очевидна. Дальнейшие более точные исследования и подбор конкретного диагностического материала специально для этой области позволят диагностировать вероятность ДТП для водителей. Такой инструмент позволит использовать разработки прикладной области психологии для важных общественно-значимых задач. Более того, разработка диагностического инструмента даст возможность определять риски. А если их знать, значит эти риски можно уменьшить.