ПАМЯТЬ Универсальные психические процессы: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЕКЦИЯ 3
Запомни! ПАМЯТЬ? Помнишь? Запамятовал В беспамятстве Опомниться Рыться в памяти Памятка или ПАМЯТИ? Вспоминай…
ПАМЯТЬ В психологии память рассматривается как сочетание процессов: -запоминания -сохранения -воспроизведения и -забывания Чего?
ВИДЫ ПАМЯТИ: по материалу: МОТОРНАЯ АФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗНАЯ СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКАЯ декларативнаяпроцедурная семантическаяэпизодическая автобиографическая Долговременная память По отношению к средствам: ОПОСРЕДСТВОВАННАЯ – НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ По отношению к сознательному контролю: ПРОИЗВОЛЬНАЯ – НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ
Основные функции памяти: Единство личного сознания, тождество личности Приобретение, сохранение и использование личного опыта Присвоение, сохранение, использование и передача общественно-исторического опыта
Основные явления (содержания) памяти: 1. привычки 2. навыки и умения 3. знания 4. воспоминания
К привычкам относится то, что Уильям Джеймс называл: а) простыми б) личными в) моральными или нравственными навыками
Навык определенная последовательность действий, ставшая благодаря повторению автоматизированной, стандартизованной и выполняемой легко, без усилий
Умение способность выполнять сложные, хорошо организованные виды деятельности плавно и адаптивно с целью достижения некоторой цели
Знания конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, о других людях и о самом себе
Воспоминания конкретные образы событий и ситуаций индивидуального прошлого
Закон регрессии (обратного развития памяти) Рибо 1. недавние события 2. идеи профессиональные знания иностранные языки речь сведения общего характера личные воспоминания (от настоящего к прошлому) 3. чувствования и привязанности 4. поступки, повседневная рутина и привычки От нового и сложного К простому и привычному
Научение (по Норману) намеренное усвоение определенного материала, благодаря которому этот материал может быть при желании извлечен из памяти и эффективно использован