Развитие рефлексивного интереса к другому: исследования подростков в области социокультурной психологии и антропологии Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н.
Пространства исследования В другом культурном пространстве (экспедиция) В своем культурном пространстве («на дому») Предмет исследования психологический социальный культурный
Этапы исследования ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования) проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования), оспособление (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования); планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования); эмпирия (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных); анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных); рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).
Рефлексия, от латинского слова «рефлексус»: внутренняя, обращенная к морю и отражающая его волны, сторона залива. Схема организации рефлексии (по Н.Г. Алексееву) остановкафиксацияобъективацияотстранение
Направленность рефлексии Ситуативная Ретроспективная Перспективная
к миру к другим к себе
Пространство экспедиции специфика культурного пространства наличие смысловой исследовательской программы работа от контекста и по ситуации соотношение индивидуальной и групповой работы соотношение исследовательских и других жизненных задач рефлексивность своей деятельности и собственной позиции по отношению к другому
Исследования с собственном пространстве разведение субъективного знания и самостоятельной действительности психологическая целесообразность выделение предмета исследование критерии и способы фиксации проблема интерпретации презентация результатов этические вопросы
Оспособление Методы опроса: устный (интервью, беседа, опрос эксперта) письменный (анкета, сочинение) Методы наблюдения: развитие наблюдательности освоение различных форм фиксации наблюдаемого Методы анализа продуктов деятельности: работа по фиксации и интрепретации культурных объектов; работа с текстом работа с образом Эксперимент: логика постановки и проведения; умение работать с людьми способы фиксации и систематизации данных Методы обработки результатов: количественные качественные качественно-количественные
Работа с научным текстом Основные смыслы: понятийный аппарат история вопроса сравнительный аспект осознание контекста исследования обоснования для интерпретаций
Условия развития рефлексивности новизна ситуации (отличие от существующих жизненных стереотипов) необходимость соотнесения пройденного с предстоящим необходимость соотнесения себя с другим общение по принципу диалогического вопрошания различные формы развития внешнего и внутреннего порождения текста (значимость адресата)