Агрессия, псевдо глухота, гиперактивность, выкрики на уроке, расторможенность… 2
Признак осложненного поведения - разрушение социальных отношений 3
Противоречия личностного развития, стремление к самовыражению 4 – у ребенка возникают пробелы в знаниях, затем он не усваивает последующий материал; начинает отвлекаться, мешать другим, боится неудовлетворительных оценок, убегает с уроков; – хочет показаться сильным; здесь тоже не получается - вовремя не начал развиваться физически, другие оказываются сильнее; – ищет себе друзей, среди которых он был бы лидером, это слабые в учебе, менее сильные физически; тут он может и покомандовать, подчинить себе других; – если стать лидером не получилось, то он сам может оказаться под влиянием более сильных – а это улица; там формируется ближайшее окружение, социум; в этом социуме он нашел себя и себе подобных, тут он уже может стать на путь правонарушений и преступлений; постепенно наступает деморализация личности - так ребенок становится явно выраженным "трудным", педагогически запущенным. Он умышленно выбирает такую форму поведения, чтобы самоутвердиться в социуме.
Недостатки семейного воспитания 5 – дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости; – безнадзорные дети (предоставлены сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей); – избалованные, изнеженные дети (получающие чрезмерную дозу любви матери, отца, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделания); – дети, развращенные дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка).
Ошибки учителя, низкий уровень работы школы 6 – жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребностям детей; – единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении; неумение ставить диагностические цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами; – пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.
Три группы факторов определяющих осложненное поведение 7 Социальный опыт (низкий/высокий уровень социальной среды; организация воспитания) Психологические особенности (склонность к невротическим реакциям) Хронические заболевания (астения нервной системы)
Способы реагирования на осложненное поведение 8 Присоединение Обращение к разуму субъекта Новый способ поведения Невозмутимость Описание результата Частичное соглашение Психологическое обоснование